Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ

Помощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозностиДоклад протоиерея Измерова Анатолия Борисовича, клирика храма Христа спасителя города Алматы, Республика Казахстан, руководителя Общественного фонда «Казахстан без наркотиков», председателя «Общества православных врачей Казахстана, духовник реабилитационного центра «Спасово» и приходского общества «Трезвение».

Тема: «Помощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозности».

Ваше Преосвященство! Отцы братья и сестры! Уважаемые дамы и господа!

Позвольте несколько слов рассказать о себе. Родился и живу в Казахстане. Светское образование высшее медицинское. Женат имею шестерых детей и пятерых внуков. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Закончил Московскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В настоящее время учусь в аспирантуре Русской Христианской Гуманитарной Академии города Санкт-Петербурга. Темой связанной с оказанием помощи зависимым стал заниматься с 1992 года. За это время искал подходы и методы, читал доступную литературу, советовался с авторитетными специалистами в лоне церкви. Пробовал различные подходы с целью повысить эффективность помощи зависимым и членам их семьи. Так получалось, что в реабилитационных православных центрах, на примере которых я учился, статистика была 80% выздоровления, а у меня около 10%. Проходя очередной цикл повышения квалификации по специальности наркология, я слушал профессоров и общался с наркологами, некоторые из которых сами периодический уходили в запой. Я понимал, что медицинскими методами (лекарством) химически зависимым не помочь. В храм, где я служил настоятелем, для исправления от алкоголизма владыка отправил уважаемого священника старшего меня по возрасту и хиротонии, страдающего алкоголизмом. Мы с ним много беседовали, молились, но ему я тоже не помог.

Много раз, после очередного срыва, а иногда и смерти моих подопечных имел желание все это прекратить. Примерно два года назад чувство бессилия возникло снова, я был готов передать все дела по фонду и реабилитационному центру любому человеку, но желающих почему-то не было. Я выполнял свои обязанности по инерции и молился Богу, проводил молебны с чином соизволения обетов трезвости, духовные беседы и устраивал велопробеги «За трезвость». В это время ко мне стали обращаться созависимые прихожане, которые просили выделить помещение на территории храма для проведения их групп. Я к тому времени уже знал о 12 шаговых программах и решил попробовать их использовать как инструмент. Потом я пережил период, когда сам пытался переделать (воцерковить) эту программу. За сотрудничество с Анонимными сообществами, меня обвиняли в сектантстве, в экуменизме.
Господь в этот момент, моего бессилия, послал специалиста - консультанта по зависимостям, помощника, который многое знает и понимает в этой теме и смог ответить на многие мои вопросы. За что Благодарю Господа!

Теперь по заявленной теме.

Прежде всего хочу напомнить, что химическая зависимость является болезнью, причем наследственной, об этом говорили многие докладчики. Но к сожалению, не все с этим согласны и некоторые считают, что это изъяны воспитания и порочный, греховный выбор человека. Каждый имеет право на свое мнение. Факт наличия у большинства пациентов не только симптома злоупотребления алкоголем, но и алкоголизма в анамнезе у ближайших родственников, позволяет думать, что мы имеем дело с наследуемой болезнью. Но не исключается вариант "социального пьянства", обусловленного чисто психосоциальными аспектами. Такие люди способны просто бросить злоупотребление, при определенных условиях, и они не являются клиентами специалистов по зависимостям. Думаю, что именно о таких людях сказано в Священном Писании, что пьяница Царство Небесное не наследует.

Важное условие эффективной помощи — это принцип «Не навреди». Если к священнику обращаются за помощью больные люди, то он отправляет их к специалистам. Не будучи врачом, он не выписывает рецептов и не дает советы, чтобы не нанести вреда. Имея свой жизненный опыт, священник может рекомендовать хорошего врача или медицинское учреждение. Задача священника спастись самому и привести прихожан к Богу, что возможно через совершение Таинств и через исполнение различных треб. В случае обращения прихожан за помощью к священнику (не специалисту в области аддиктологии) он также должен знать здравые, профессиональные, не насильственные ресурсы, в той местности, в которой он несет свое послушание.

Священники, и специалисты, занимающиеся помощью зависимым и членам их семьи обязаны знать основы науки аддиктологии, а также иметь опыт собственного выздоровление от созависимости или зависимости если таковая у них есть. Здесь работает принцип «Врачу исцели себя сам».

У нас в Казахстане к сожалению, нет возможности научиться аддиктологии, так как такой специализации пока нет и специальности - консультант по зависимостям, в реестре профессий, пока тоже не существует. В семинарии этого предмета тоже не преподают, даже факультативно. Пока остается единственный путь - самообразование.

25 июля 2014 года (журнал №80) синодом РПЦ принимается документ «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению Трезвости и профилактики алкоголизма». В этом документе отмечено, что – Цитата «Особо необходимо отметить следующие формы и методы реабилитационной деятельности, часто применяемые православными организациями и доказавшими свою эффективность.

     1. Обеты трезвости (зароки от пьянства). Для укрепления в борьбе за трезвость люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни». Конец цитаты.
Далее в документе перечисляются другие «эффективные» формы, коротко их перечислю:
     2. Индивидуальные консультации…
     3. Групповые беседы…
     4. Курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости.
     5. Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни.
     6. Реабилитационные центры.

Из этой концепции получается, что в Церкви шесть эффективных инструментов для оказания помощи зависимым, и первый из них - это Обеты (Зароки) трезвости.

Мой опыт следующий: Практиковать обеты трезвости начал примерно 18 лет назад. К сожалению, статистические данные сохранились за период с 25.10.2011 года по 25. 02. 2018 года. За этот период в Храме Христа Спасителя города Алматы дали обет трезвости 138 человек из них зависимых от химических веществ – 82 человека (59%) и созависимых – 56 человек (41%).

Сроки обетов трезвости были от двух недель до на «всю жизнь» - 17 человек (12%). Количество людей, давших обет трезвости на 1 год составило 52%.
Точно известно, что 20% из числа зависимых, давших обет трезвости в 2017 и 2018 годах не смогли выдержать срок обета. Два человека умерли в срыве. Многие из тех, кто выдерживают срок, срываются вскоре после окончания срока обета.

При опросе «срывников» о чувствах, которые они испытали из-за нарушения обета трезвости, выявлено, что на первом месте стоят стыд, вина и страх. Однако мой многолетний опыт показывает, что эти чувства не помогают им не срываться, а приводят к унынию и изоляции.

Более детальный анализ этих данных после обработки методом математической статистики надеюсь привести в своей диссертационной работе в РХГА.

Большинство зависимых, под давлением своих созависимых родственников, берут небольшой срок обета (не более года), выдерживают его и после окончания срываются. Правда, нужно признать, что, исходя из принципов аддиктологии это даже нельзя назвать срывом, так как выздоровления у таких людей и не начиналось. "Сухая трезвость", зачастую бывает очень мучительным состоянием, и для самого зависимого, и особенно - для его близких, в эмоциональном и поведенческом плане, часто такое состояние сложно назвать трезвостью. Мне это представляется некоторой манипуляцией и игрой, в которую включается священнослужитель и пытаются включить Бога. Причем, зависимый, давший Обет, уже не собирается использовать другие средства и методы, так как находиться в иллюзии выздоровления или даже освобождения от болезни.

Что касается родственников (созависимых), то они с большим энтузиазмом готовы играть в подобные игры. Срыв у них определить очень сложно, но я предполагаю, что он происходит, особенно по пункту «не произносить скверных гнилых слов…».

Одним из ведущих симптомов болезней химической зависимости, как и созависимости, является паталогическая лживость, что также является преградой к честным отношениям с людьми и Богом. В моей практике часто были случаи, когда я знал, что произошло нарушение Обета и приглашал зависимого на исповедь с целью помочь ему, но он тщательно скрывал от меня свое употребление.

Одно из определений болезни: «Зависимость – это хроническое заболевание, характеризующееся компульсивным поведением при отсутствии адекватного отношения к последствиям этого поведения.

Учитывая, что зависимость — это болезнь, как врач, приведу аналогичный пример с соматической болезнью. Допустим в храм обратились родственники больного страдающего болезнью легких, основной симптом которой - кашель. Больной и близкие страдают от этого. Священник предлагает привести больного и уговаривает его дать обет Богу больше не кашлять, хотя бы на какой-то срок. Может быть, под впечатлением, больной на некоторое время перестанет кашлять. Но скорее всего болезнь без специфического лечения возьмет верх и кашель проявиться вновь. Нужна работа с болезнью, а не только с ее симптомами. А употребление веществ, изменяющих сознание, для химически зависимого - лишь один из симптомов. Обеты (зароки), как и различные кодировки и прочие методы, основанные на страхе - это методы борьбы с симптомом зависимости. И если иногда они и помогают приостановить проявление симптома, то все равно необходима большая системная работа с самой болезнью. А если зависимый этого сам не понимает, не знает ничего о своей болезни или не согласен на прохождение дальнейшего системного выздоровления, то я считаю непозволительным разрешать такие запретительно-оградительные меры, как Обеты (Зароки), так как они лишь вводят зависимых в заблуждение относительно своего состояние - приводят к усугублению анозогнозии - отрицания своей проблемы.

Что же касается участия Господа в подобных мерах, то, как я говорил выше, это больше похоже на попытку вовлечь Господа в игру своеволия, а как уже говорили некоторые специалисты - участники этой Конференции, для зависимого отношения с Богом строятся лишь на попытках использовать Его в своих целях. В книге "Анонимные Алкоголики", сами выздоравливающие зависимые честно признают: "Алкоголик являет собой пример законченного бунта своеволия".

    Выводы:

  1.  Для эффективной помощи химически Зависимым людям и членам их семей нужны профессиональные специалисты – аддиктологи. Для этого нужно на Законодательном уровне решить вопрос о подготовке таких кадров.
  2. Священники, условно относящиеся к группе работников помогающих профессий, должны быть обучены и разбираться в основах аддиктологии, знать и понимать философию и традиции "12 шаговых программ" где, как показывает опыт, многие зависимые и созависимые приходят на достаточный уровень признания своей болезни, на котором им могут начать помогать специалисты и священники. При этом священники сами должны понимать эту болезнь.
  3. В своей деятельности священник должен очень осторожно использовать практику «Обетов трезвости», ставя на первое место принцип медицины – «не навреди!».
  4. Если зависимый или созависимый начинает выздоравливать по программе Анонимного сообщества, то ему не нужен Обет трезвости, так как он живет одним днем трезвости и становиться честным перед самим собой и Богом, согласно принципам выздоровления в этих программах. Ему нужна поддержка и священник в силах ее оказать.
  5. Анонимные содружества не подменяют собой Церковь, и в системе становления выздоравливающей личности у священника есть свое место. Это место СВЯЩЕННИКА! Если, конечно, у священника нет дополнительно профессионального образования и он является консультантом по зависимостям или психотерапевтом. Тогда он может еще и в этой сфере помогать, но четко разделяя эти функции между собой.

Помощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозностиПомощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозностиПомощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозностиПомощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозностиПомощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозностиПомощь священника зависимым: обеты, зароки и обрядовая сторона религиозности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Нам нужна помощь

Мы в Facebook

Последние комментарии

НАШ БАННЕР

Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ

 

Сейчас на сайте 95 гостей и нет пользователей