Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ

"Доклад на II Международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» священника РПЦ из Московской области""Доклад на II Международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» священника РПЦ из Московской области" (по просьбе автора его имя и координаты не указываем).

«Распространённые мнения о программе АА и взгляд изнутри»

Ваше Преосвященство, уважаемые коллеги и гости конференции!

Устроители этой встречи попросили меня рассказать о работе с содружеством «Анонимные Алкоголики». Некоторые наблюдения, которыми выздоровевшие алкоголики поделились со мной, я передам вам, насколько это возможно, без искажений.

Хочу подчеркнуть, что, в отличие от обычных людей, не алкоголиков, на свою болезнь они смотрят не снаружи, они знают её изнутри. Поэтому у них свой угол зрения, и они многое видят по-другому. Это не научные факты, так как эти пьяницы не являются учёными-экспертами в области алкоголизма и наркомании, но для специалистов и для желающих им помочь эта информация может представлять определённый интерес. Возможно, для кого-то эти сведения могут оказаться весьма неожиданными и спорными, но кому-то, надеюсь, помогут избежать серьёзных ошибок, а также помогут разрушить некоторые распространённые заблуждения и предвзятые мнения.

Почему мне пришлось всем этим заниматься? Меня рукоположили во священника в 1990 году в Подмосковье. Я столкнулся не только с проблемой восстановления разрушенного храма, но и с алкоголизмом и наркоманией среди местного населения. Естественно, что я пытался помочь через церковные таинства, такие как исповедь, соборование, причастие. Некоторым это помогало, но далеко не всем. Несмотря на то что страдающие люди искренне хотели исцеления, они срывались, умирали или исчезали из поля зрения. Необходимо было что-то ещё. Например, если у человека гангрена, то совершенно очевидно, что после всех таинств и молитв его необходимо отправить к хирургу. Поэтому мне пришлось искать специалистов, читать специальную литературу, посещать семинары. В 1992 году я познакомился с Евгением Николаевичем Проценко, который подарил мне книгу «Анонимные Алкоголики». Я её внимательно прочитал, и мои личные представления об алкоголизме очень сильно изменились. В этой книге психиатры высшей категории признались в своей беспомощности при лечении определённого класса алкоголиков и записали их в безнадёжные. Но тут же засвидетельствовали, что Анонимные Алкоголики нашли духовный выход из смертельного тупика, предложив свою программу.

По причине невежества и большой самонадеянности, являясь к тому же молодым священником, я решил исправить эту американскую программу, изложенную в книге, сделать её, как мне казалось, «православной». Кроме того, в то время я считал, что на так называемых группах «самопомощи» могут собираться не только алкоголики, но и наркоманы, и эмоционалы, и игроманы, и так далее, что всё это одно и то же. Но через некоторое время совесть мне подсказала, что результаты моих действий совсем не те, что я ожидал. Сейчас я легко могу объяснить, в чём я ошибался. Дело в том, что как под вывеской «православный целитель» может не оказаться православия, так и любая вывеска, где есть упоминание о шагах, например, «двенадцать шагов исцеления от алкоголизма», совсем не означает, что это Анонимные Алкоголики.

Необходимым условием эффективной работы программы и условием соответствия «вывеске» оказалось наличие и обязательное соблюдение традиций Анонимных Алкоголиков. В противном случае это нечто иное и называться должно по-другому, и тогда гарантии Анонимных Алкоголиков отменяются и заменяются гарантиями специалистов по исцелению. Я не мог дать таких гарантий, наоборот, я признал свою полную профнепригодность в качестве «целителя».

Поэтому следующим этапом стало новое изучение и программы, и традиций, как они изложены в книге «Анонимные Алкоголики», но уже не самостоятельно. Теперь я внимательно прислушивался к комментариям выздоровевших алкоголиков. К тому же появился опыт принятия исповеди у людей, проходящих программу. Мои представления об этой болезни в очередной раз серьёзно поменялись. Наконец-то я увидел, что эта программа обращена не ко всем вообще грешникам и даже не ко всем пьющим, а только к совершенно безнадёжным алкоголикам, к изгоям, которые вышли за рамки человеческой помощи, их может спасти только сам Бог. И когда я пытался, так сказать, «улучшить» программу, то самоуверенно становился на место Бога. Теперь я уверен, что за время этих экспериментов над больными людьми многие из тех, которым ещё можно было помочь, к сожалению, погибли.

Оказалось, что единственным поводырём к Богу может быть только выздоровевший алкоголик, который при личной встрече и на собраниях, которые, в общем-то, для этого и существуют, передаёт свой опыт исцеления такому же безнадёжному больному, или, как они говорят, «настоящему» алкоголику. Как это происходит?

Пришедший на собрание алкоголик узнаёт, что он болен, и что его болезнь состоит из двух частей.

Первая часть в их семантическом пространстве называется «аллергия тела», когда абсолютно трезвый алкоголик выпивает какое-то количество спиртного, и у него, как ответная реакция, возникает неудержимая физическая тяга к алкоголю, которая не поддаётся никакому сознательному контролю. Единственный способ эту тягу не вызывать – не принимать алкоголь внутрь. Человечеству на сегодняшний день не известно ни одного способа, как избавить алкоголика от этой аллергии. Анонимные Алкоголики убеждены, что любой человек, единожды выказав такую реакцию на алкоголь, с ней так и умрёт. Это не лечится. Из яичницы невозможно снова сделать яйцо.

Всё остальное, нелогичное и необъяснимое в поведении больного, программа относит ко второй части болезни, обобщая это термином «одержимость ума», так как ум алкоголика всё время «одержим» воспоминанием о чувстве лёгкости и комфорта, которые придут сразу же, как только он выпьет несколько рюмок, тех самых рюмок, которые другие (не алкоголики) на его глазах выпивают и останавливаются, не напиваясь до полусмерти и не впадая в запой.

У алкоголика повреждение ума приводит к тому, что в любой непредсказуемый момент он на миг забывает о том, что если выпьет, то не сможет остановиться, и что последствия будут ужасными, но это легко вытесняется из памяти воспоминанием о комфорте или любым самым нелепым оправданием выпивки, и весь кошмарный цикл повторяется. Это очевидное безумие.

Для посторонних жизнь алкоголика выглядит так, как будто он думает только о себе и полностью игнорирует интересы других людей. В большой степени это сущая правда. Но к этому обязательно нужно добавить, что алкоголик живёт в действующем, не прекращающемся ни на одну секунду настоящем алкогольном аду. Он воздвиг его стены из страха, а вход завалил камнем из жалости к себе. Его бессмысленно пугать смертью, потому что смерть уже давно кажется ему избавлением, а не угрозой. Гораздо больше смерти он боится остаться без алкоголя.

Никто из людей не может войти в эту пещеру по причинам, которые я не могу объяснить. Люди могут с ним поговорить, бросить ему какую-то еду, но ничем не могут ему помочь. А вот алкоголик, который выполнил эту программу, не только знает, как войти в эту пещеру, ведь он там был, но самое главное, он теперь знает, как из неё выбраться. И только он может убедить отверженного пойти за ним, потому что говорит с ним на одном языке.
В программе это называется «отождествлением», когда алкоголики понимают друг друга с полуслова, в отличие от «внешних», не алкоголиков.
Когда измученный десятилетиями пьянства, часто после недельного запоя алкоголик оказывается на пороге группы Анонимных Алкоголиков, он сталкивается с необъяснимым явлением. До этого окружающие говорили ему, что он виноват, что он должен взять себя в руки, или что он пьёт, потому что его недолюбили в детстве, или ещё что-то, возможно, очень правильное, но это не работало.

А придя, наконец, на группу, он впервые в жизни оказывается среди своих. Они рассказывают о своей болезни, о двух главных её симптомах, и он, обнаруживая это у себя, ставит себе такой же диагноз! И хотя никто из них не говорит ему: «Я тебя не осуждаю», – он это чувствует.
И часто это производит такое сильное впечатление, что ровно в эту секунду алкоголик обретает возможность не пить. Эта трезвость не является следствием изменения личности, поэтому она ненадёжная и вряд ли будет продолжительной, но, тем не менее, является прямым следствием отождествления одного алкоголика с другим.

Программа не занимается чувствами и переживаниями алкоголика, она сосредоточена вокруг молитвы и практических поступков, приводящих алкоголика сначала к полному осознанию своего поражения, а затем к готовности возопить к Богу о помощи. И тогда Бог, только Бог и никто иной, может коренным образом изменить личность больного, это постоянно подчёркивается в программе, которая от первой до последней буквы Богоцентрична.

Программа ни одной секунды не тратит на выяснение причины алкоголизма, она имеет дело со свершившимся фактом и работает только на решение, а не на исследование предпосылок. Выполнившие программу алкоголики говорят о себе: «Мы выздоровели!». Именно так, в совершенном виде. Это не означает, что теперь они могут пить как нормальные люди. Это означает, что Бог изменил их личности так, что в их ценностном пространстве воздействие алкоголя на них не оставило и следа. Они не пьют вовсе не потому, что боятся, зареклись или «им нельзя», а потому, что Бог освободил их ум от одержимости алкоголем.

Они больше не скрываются от алкоголя и не борются с ним, в их новой жизни он им не интересен и не опасен.

В процессе исполнения программы, к третьему шагу, наступает момент, когда Анонимные Алкоголики начинают настаивать, что корнем, сущностной составляющей болезни является эгоизм. Программа уже не говорит про аллергию тела, одержимость ума затрагивается точечно, и весь дальнейший ход выздоровления сосредоточен вокруг эгоизма алкоголика.

Решение проблемы алкоголизма Анонимные Алкоголики определяют, как необходимость обретения жизненно важного духовного опыта, в результате которого Бог начинает освобождать личность алкоголика от эгоизма, от болезненной одержимости самим собой. Именно коренное изменение личности они считают выздоровлением. Они говорят, что перемена эта происходит, когда мысли, эмоции и ценностные установки, которые когда-то направляли жизнь алкоголика, внезапно отбрасываются в сторону, и совершенно новые представления и мотивы начинают довлеть над ними. В результате такого изменения личности алкоголик начинает избавляться от эгоизма, начинает больше внимания обращать на других людей, конфликты и страх постепенно уходят из его жизни, и наступает момент, когда он вдруг во всей полноте осознаёт, что прошёл день, а он ни с кем не поссорился, даже у себя в голове. Он вдруг понимает, что такое мир в душе. Тот самый, всё наполняющий, который он искал всю жизнь.

Такое выздоровление имеет свою цену: это неумолимая честность, непредубеждённость, отказ от своеволия. Здравым смыслом теперь считается не предпринимать действий, если не посоветовался с Богом. Другими словами, единственная цель программы – это личная встреча с Богом.
Для тех алкоголиков, которым эта цена кажется слишком высокой, программа не работает.

Она не работает также, если попытаться её экспортировать из среды алкоголиков, потому что духовный контакт отождествления зиждется на абсолютном бескорыстии. Алкоголики изо всех сил исповедуют принцип: полученное даром отдавай даром и, как только речь заходит о какой-либо плате, программа утрачивает свою эффективность. Она немедленно превращается из инструмента чудесного преображения личности в очередную попытку человеческими средствами заменить Бога, и не важно, сколько там будет шагов и каких, в случае безнадёжных алкоголиков это, увы, не сработает.

Как только я стал осознавать всё вышесказанное, то постарался как можно быстрее предоставить алкоголикам возможность проводить собрания на территории прихода согласно их правилам и традициям. Для этого им понадобилось только помещение трапезной на несколько часов в неделю. Причём я предложил это бесплатно, но они стали платить посильную аренду за отопление и электричество, потому что им нельзя «на халяву». И начались чудеса. В настоящий момент я являюсь свидетелем выздоровления многих совершенно безнадёжных хронических алкоголиков. Они чудом избежали позорной мучительной смерти и радостно следуют своей программе, стараясь всё делать так, как написано в книге, и тогда на них исполняются выше упомянутые «гарантийные обязательства» Анонимных Алкоголиков, которые звучат так:

«Вы познаете новую свободу и новое счастье, вы не будете сожалеть о вашем прошлом, вы узнаете, что такое чистота, ясность, покой, исчезнут ощущения ненужности и жалости к себе, вы потеряете интерес к вещам, которые подогревают ваше самолюбие, и в вас усилится интерес к другим людям, вы освободитесь от эгоизма, изменится ваше мировоззрение, исчезнут страх перед людьми и неуверенность в экономическом благополучии, вы интуитивно будете знать, как вести себя в ситуациях, которые раньше вас озадачивали, вы поймёте, что Бог делает для вас то, что вы не смогли сами сделать для себя».

Какая организация или методика осмелится дать такие гарантии? Я посчитал бы такие фантастические обещания дерзостью, но свидетельствую, что это результаты правильного выполнения девяти шагов программы, проверенные огромным количеством безнадёжных алкоголиков.

Тем не менее Анонимные Алкоголики заявляют, что они, конечно же, не обладают монополией в области лечения алкоголизма, а только хотят предложить воспользоваться их методом тем алкоголикам, которые перепробовали всё, но им это не помогло.

Ещё две минуты вашего внимания.

Необходимо напомнить об одной болезненной проблеме, казалось бы, давно решённой. Обратимся к тексту бюллетеня №13* сообщества Анонимных Наркоманов. В нём подробно и ясно определяются две вещи.

Во-первых, объясняется ключевой для наркоманов термин «зависимость», понятие, которое в среде алкоголиков вообще отсутствует. Во-вторых, в бюллетене разъясняется серьёзная опасность смешивания терминов алкоголиков и наркоманов, когда наркоман объявляет о якобы «двойной зависимости», и возникает тонкая смысловая путаница, ведущая к блокированию действия программы и, как следствие, к срыву.
Этот документ помог мне понять, почему наркоманы отделились от алкоголиков и создали собственную программу, радикально изменив некоторые пункты. Конечно, их тексты – тоже не научная литература, это тоже взгляд изнутри, но это может помочь специалистам приблизиться к более правильному пониманию необъяснимых для них аспектов болезни.

В заключении хочу сказать, что мне есть за что уважать выздоровевших алкоголиков, например, за их глубокие и серьёзные исповеди. Вы только представьте себе человека, который не может солгать! С таким не часто встретишься. Но хочется спросить, разве Христос не заповедал нам всем честность и бескорыстие? Многие скажут: «Это в наше время невозможно!». Не верьте, посмотрите на выздоровевших алкоголиков.

Я люблю с ними общаться, они живое доказательство присутствия Божьей любви в этом лукавом мире, мне это очень помогает.

Я рассказал вам о том, как менялись мои представления о программе, и как на сегодняшний день я представляю условия, в которых она творит чудеса.
Думаю, что о работе программы лучше бы рассказал кто-либо из комитета Анонимных Алкоголиков по связям с религиозными организациями, то есть, те люди, которые имеют «мандат» на диалог и могли бы грамотно ответить на ваши вопросы от лица сообщества. У меня такого мандата нет, я высказал только своё мнение.

Благодарю за то, что пригласили на конференцию, для меня очень важно узнать что-то новое о лечении этих болезней.

Спасибо.

*Бюллетень АН 1985 года, который был пересмотрен в годы конференции 1995-1996.

"Доклад на II Международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» священника РПЦ из Московской области""Доклад на II Международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» священника РПЦ из Московской области""Доклад на II Международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» священника РПЦ из Московской области""Доклад на II Международной конференции «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» священника РПЦ из Московской области"

Добавить комментарий

Нам нужна помощь

Мы в Facebook

Последние комментарии

НАШ БАННЕР

Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ

 

Сейчас на сайте 113 гостей и нет пользователей