Милосердие-означает делать добро

Преосвященнейший Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской и Алматинской епархии, ректор Алматинской духовной семинарии Милосердное общество

10.05.2011
Беседу вела Лариса Янина

Мы живем в такое время, когда былые ценности утратились, когда пошатнулись нравственные устои, когда зло современного мира представляется как моральная необходимость, которая получает нравственное оправдание. И, тем не менее, находятся люди, выбирающие добро, милосердие и гуманность, как свои жизненные ценностные установки.

Конечно, они не в состоянии остановить оскудение ни рода человеческого, ни Земли, этим родом опустошаемой. Но это и не их удел. Их удел -- творить свое доброе и гуманное дело, а все прочее решат за них.

На вопросы о милосердии и вере отвечает Преосвященнейший Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской и Алматинской епархии, ректор Алматинской духовной семинарии.

Почему считается что православие и милосердие две неотъемлемые, неразделимые части?

В Евангелие есть такой текст, который мы читаем в подготовительное воскресение перед Великим постом, в неделю о страшном суде. В это воскресение Церковь напоминает о событиях, которые должны случиться по окончании человеческой истории – это страшный суд, где произойдет окончательное разделение на праведных и грешных. «Придите ко мне благословенны и наследуйте царство мое, уготованное вам от создания мира», - скажет Господь праведникам. – «И идите от меня проклятые, во огнь вечную уготованную дьяволом», – скажет он грешникам. Так вот, когда мы слышим этот отрывков из Евангелия, то в высшей степени следует обратить внимание, а кому и за что Господь адресует эти слова. Кого он спасает и кого он проклинает. Там не слова не сказано об обрядовой стороне церковной жизни, а сказано о наших отношениях к ближнему. Господь спасает и удостаивает блаженства небесного тех, кто накормил алчущего, напоил жаждущего, приютил странного, посетил находящегося в темнице и осуждает на вечную муку тех, кто все это не сделал. И заканчивается каждая из частей - и часть содержащая благословение, и часть содержащая проклятие такой фразой Христа: «что вы сделали, либо не сделали одному из малых сих, либо из ближних сих, то сделали мне, либо не сделали мне». То есть в каждом ближнем Христос, в каждом ближнем душа. И оказывая благодеяние Христу, в конце концом оказываем благодеяние себе, и сами спасаемся.
Господь так устроил мир, что люди друг на друга оказывают влияние, друг друга воспитывают. Через служение другому осуществляют свое спасение. Существует некое неразделенное единство двух сторон религиозной жизни человека: служение Богу и служение ближнему. Невозможно служить Богу исполняя обряды и правила молитвы, ставя свечки десятками и при этом пренебрегать служением ближнему. В этом есть обман, заблуждение. Если ты говоришь, что любишь Бога и при этом черств и жестоко относишься к ближнему своему, то что-то не так в твоей жизни происходит. Это явление очень хорошо показал в своих бессмертных пьесах А.Н.Островский, где в каждой пьесе у него есть обязательно страдающая жертва порока, будь то Катерина или Лариса Огудалова. И практически в каждой пьесе есть торжествующее ханжество людей, как правило, богатых, которые свое богатство воспринимают как средство независимости от общества и, в конечном счете, средства независимости от Бога. Они тиранят своих близких и при этом дают какие-то деньги на Храм, считая, что вот этими деньгами они от Бога откупаются. Лучше чем Островский, наверное, никто не показал психологию этих людей, а Господь говорит совершенно наоборот, если ты черств и жесток по отношению к ближнему, то не говори о том, что ты любишь Бога. «Как ты можешь любить Бога, - говорит апостол Иоанн Богослов, - которого даже не видишь, если ты не любишь ближнего своего, который несет образ и подобие Божие». Настоящая, подлинная любовь к Богу она помогает прозреть Бога в ближнем своем и осуществлять ему служение. Есть некоторое органическое единство вот этих двух служений: православии и милосердии, одно вытекает от другого. И мы конечно в нашей повседневной практике, в жизни нашей религиозной должны все это помнить и внимательно следить, чтобы с одной стороны нам не распыляться в нашем решении повседневных дел, пусть даже добрых и хороших, а в решении этих дел не пренебрегать участием в таинствах церковной жизни.

Скажите Владыко, может ли невоцерковленный человек творить добро, совершать хорошие добрые дела?

Допустим, работает врач в больнице 24 часа в сутки, оказывает действительно добрые благодеяния по отношению к ближнему и говорит священнику, что нет, мол, у меня времени ходить в церковь. Так тоже нельзя делать. Потому что в этом служении человек опустошается и наступает момент так называемого профессионального выгорания. Человек должен приходить в церковь, принимать таинства церковные, чтобы получать от Бога силы, получать вот эту благодать Божественную, которую потом он должен нести в мир. Если человек только служит ближнему, то это служение скоро обернется раздражением. Почему так происходит, потому что он действует как бы от себя, по своей страсти, по своему разумению и помощь его происходит несогласно с волей Божьей. Только человек глубокий, религиозный может оказать настоящую помощь, сообразуясь с волей Божьей, напитываясь благодатью церковных таинств, стяжав дух мира. О котором Серафим Соровский говорил прийти и щедро делиться вот этим духом мира и любви с ближними, с окружающими. Как ты можешь поделиться тем, чего ты не имеешь, если страсти волнуют твое сердце? А эти страсти очищаются только в религиозном подвиге, даже, если хочешь ближнему оказать помощь, то этими же страстями с ним и поделишься, а помощи-то и не окажешь. И с другой стороны, если ты уделяешь много времени церковному послушанию, делам и за счет этого пренебрегаешь элементарным общением, своими человеческими, родительскими, сыновними обязанностями и дети у тебя заброшены и родители брошены – то это тоже не годится, нужно уравновешивать такую жизнь.

В городе Талдыкорган, вот уже пол года как действует служба «Милосердие», основной наш проект состоит в том, чтобы создать некий приют-центр для бездомных, чтобы Вы пожелали нашей службе и какое напутствие дали для нашей деятельности.

Заботиться о ближних это очень ответственное и сложное дело. В Москве ходит уже такой автобус службы «Милосердие», в Петербурге тоже существует подобный проект. Я желаю, чтобы вы хоть одного бомжа вернули на путь истинный. Не гонитесь никогда за статистикой, не ставьте перед собой нереальные цели, заботьтесь о конкретной человеческой душе. Христианина должна отличать забота о конкретном человеке. Лучше одного человека вести, но на протяжении всей жизни, чем распыляться на большую группу и в итоге не принести пользы никому. А когда будете видеть реальные плоды вашей деятельности, хотя бы на примере одной человеческой судьбы, тогда у вас желание будет увеличиваться, усиливаться оптимизм, появится и будет развиваться ваша служба.

Милосердие  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Banners-eparhia

Союз православных граждан Казахстана Православная служба мИЛОСЕРДИЕ Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери станции Шамалган РК  Храм Христа Спасителя  Православный портал Трезвение