Наркомания и Бог

Cвященник — о том, почему с активно употребляющим наркоманом не надо говорить о Боге.Cвященник — о том, почему с активно употребляющим наркоманом не надо говорить о Боге.

Отчего мы часто ведем себя хуже древнегреческих рабов и зачем каждый год 1 января ранним утром люди массово посещают приход в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» протоиерей Дионисий Пясецкий.

— Отец Дионисий, вы руководитель Координационного центра Белорусской православной церкви по противодействию алкоголизму и наркомании в честь св. муч. Вонифатия (г. Минск). Ваша православная община — единственная в Беларуси, которая в первую очередь борется с пьянством и наркоманией.

— Да, наш приход создан не по разнарядке свыше. Сами жители Слепянки требовали у властей, чтобы в их микрорайоне был храм, и зарегистрировали общину в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Почему? Если вы бывали, допустим, в спальных районах — Сухарево или Малиновке, то могли заметить: процент зависимых там меньше. Сквер, где сейчас возводится наш храм, был эпицентром употребления алкоголя и наркотиков. Помню, там стояли скамейки, но я никогда не видел на них отдыхающих мам с детьми, с колясками. Собирались в основном зависимые. Чего в этом сквере только не было — и грязь, и шприцы, и бутылки валялись… И вот на месте активного действия греха Господь показал свою благодать. Надеюсь, в скором будущем здесь в церкви будет совершаться молитва.

— Как работаете со страждущими?

— С 2009 года по благословлению Митрополита Филарета мы активно сотрудничаем с обществами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы» («АА» и «АН»). Занятия в группах взаимопомощи алко- и наркозависимым проводятся каждый день. Посещают их страждущие из всех районов. Публично сказать на группе: «Здравствуйте, меня зовут…, я алкоголик/наркоман» может тот, кто в какой-то мере осознал свою проблему и захотел что-то изменить. Первый шаг на пути к трезвости он уже сделал, а церковь может и должна активно поддержать его в этом. К слову, порой священнослужители пытаются поскорее воцерковить страждущих, считая это своей основной задачей. Зря: тогда члены «АА» и «АН» чувствуют давление, настораживаются и отстраняются.

Для тех, кто ходит в группы взаимопомощи, главное — удержаться в трезвости. Ни о какой духовности там речи не идет, лишь очень отдаленно. Видели человека, давно и активно употребляющего наркотики? Разговаривали с ним когда-нибудь? Верно, никакой беседы не получается. Так как с ним вести диалог о Христе, об ответственности за семью?! Это невозможно, бессмысленно. Поэтому первый шаг в реабилитации зависимых — не духовность, а физическая трезвость. Но если на излечении настаивают лишь их родственники, а сами алкоголики или наркоманы отмахиваются: «Тебе надо — ты и лечись, а у меня все в порядке», тогда можно лишь молиться о них.

— Но в вашем приходе есть и группа для верующих.

— Называется она «Лествица» — общая для алко- и наркозависимых. Собираемся по понедельникам, с 19:00 до 21:00. Там уже присутствует священнослужитель, но не в качестве ведущего занятия. Буквально сейчас был телефонный звонок от зависимого: «Я хожу на группы взаимопомощи. Все хорошо, но мне стало не хватать духовного наполнения. Можно на ваши православные собрания?» Отвечаю: «Конечно!» То есть сразу человек посещает группы «АА» или «АН» и только потом, если он удерживается в трезвости полгода-год, с ним можно говорить о каких-то высоких материях. Но не я должен мотивировать страждущих, мол, у вас дефицит духовности — им самим предстоит это уразуметь и захотеть жить по Божьим законам. Тогда они будут приходить в «Лествицу», слушать, что-то черпать для себя.

— То есть занятия в группе для верующих отличаются от общения в «АА» и «АН»?

— В основе лежат десять заповедей Божиих, заповеди блаженств и программа «12 шагов». В начале читается «Отче наш», в завершении — молитва о душевном покое. В ходе занятия мы с зависимыми пытаемся растолковать Евангелие прошедшего воскресного дня. Ведь через Библию Господь доносит нам что-то. Вопрос: что? Каждый по-своему понимает, делится мыслями. В конце собрания священник обобщает высказанные мнения и толкует, как понимать прочитанное по учению церкви. Стараюсь коснуться сердца каждого, ответить на чьи-то вопросы или ненавязчиво направить заблудшего, не обращаясь к нему конкретно. Под концовку устраиваем чаепитие в теплой обстановке с задушевными беседами.

— В «Лествицу» переходить обязательно или можно годами посещать группы «АА» и «АН»?

— Почему для человека важны группы для верующих? Когда человек попал в некую зависимость, как в компьютер с множеством вирусов, ему надо перезагрузиться. Разумеется, жить можно как пожелаешь, но велика вероятность впасть в раздражение, уныние, депрессию. А алкоголик, наркоман — уже больные люди, израненные, образно говоря, с битвы пришли. Чтобы помочь выстоять в этом непростом мире и уберечься от греха, мы читаем с ними инструкцию — Закон Божий, вспоминаем, что положено делать, а что нет. Тогда зависимый идет по жизни со своеобразным навигатором. Важно, чтобы излечивающийся алкоголик или наркоман не впал в другую неволю: блуд, чревоугодие, азартные игры и прочее. Ведь для лукавого главное, чтобы человек не обрел зависимость от Бога.

— Наверняка, в ваш приход обращаются за поддержкой также родственники алкоголиков и наркоманов.

— У нас есть группа для родственников алко- и наркозависимых «Живоносный источник», занятия проводятся по четвергам с 18:30 до 21:00. Однако на них вместе со священником обязательно присутствует врач-психотерапевт нашего прихода. Ведь именно от правильного поведения родных и их молитвы во многом зависит степень трезвости ближнего. Они могут как ускорить выздоровление алкоголика/наркомана, так и усугубить зависимость.

На базе нашего прихода создано общество трезвости «Трезвение». В него входят как родственники страждущих, так и сами выходцы из «АА» и «АН». Каждый член общества дает обет трезвости на срок от года до конца жизни и просит Бога помочь ему жить здраво. Бывает, зависимые сопротивляются этому обету… Почему? Длительное алкогольное или наркотическое мышление предполагает уход от ответственности. Поэтому на занятиях мы стремимся обозначить перед человеком эту проблему.

— Многие ли берутся за ум?

— Придите когда-нибудь к нам 1 января в 9 утра. Около прихода будет стоять очень много мужчин, женщин, молодых, пожилых. На Новый год мы совершаем крестный ход трезвости. Дело в том, что в новогодние праздники зависимому человеку очень сложно не поддаться искушению. Все начинают праздновать уже с 25 декабря, в городе особая атмосфера, в магазине елочка из бутылок водки сложена, корпоративы… А ему нельзя ни капли. Алкоголизм и наркомания — хроническое неизлечимое психическое заболевание, то есть употреблять нельзя никогда и нисколько. Это тяжело морально. Поэтому 1 января мы всегда отмечаем крестным ходом трезвости. Собираемся вместе на молитву, совершаем благодарственный молебен за прошедший год. Столько людей приходит! Больше, чем на Пасху! Уже в 8 утра стоят! Они не пьют и не принимают наркотики год, два, десять, двадцать лет. И по их лицам вы не скажете, что точно алкоголики или наркоманы. Человек меняется даже внешне.

 

— Беседую с молодежью в воинских частях, исправучреждениях, трудовых коллективах, школах и т.д. Наш приход проводит более 100 профилактических мероприятий в год (примерно 2–3 выезда в неделю). К примеру, мы были во всех школах Партизанского района: разворачивали в вестибюле 10–12 ролл-стендов, в течение всей недели наш штатный психолог включал старшеклассников в тему. А в пятницу приезжал я: мы собирались в актовом зале и вели беседу о зависимостях, задавали друг другу вопросы. И так неделю на каждую школу в районе. Безусловно, заинтересованность детей чувствовал.

Современным подросткам повторяю: учите историю и не будьте хуже рабов Древней Греции. Там вино пили постоянно. Но какое? Естественного брожения, 5-градусное. При этом напиток разбавляли водой в 2–3 раза — получалось чуть крепче теперешнего кваса. Только рабам разрешалось употреблять неразбавленное вино. Так зачем нам впадать в состояние хуже рабов?..

Справочно

Приход в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» образовался в феврале 1998 года по инициативе жителей микрорайона Слепянка. Это единственная православная община в Беларуси, которая своей главной задачей ставит оздоровление людей, страдающих от пьянства и наркомании. Собственного храма приход пока не имеет: богослужения проходят во временном помещении на 1-м этаже жилого дома № 4 на улице Менделеева.

Подробная информация: http://chasha.by/

Комментарии   

Лина
0 #1 Лина 11.06.2017 17:09
Для успешной борьбы с наркоманией необходимо понимать, что это болезнь, а не проявление «слабохарактерн ости и распущенности», как зачастую это воспринимается обывателями. Наркомания может настигнуть любого, независимо от уровня образования, социального и материального положения. Единственный гарантированный способ избежать этого заболевания - никогда не пробовать наркотические средства
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Banners-eparhia

Союз православных граждан Казахстана Православная служба мИЛОСЕРДИЕ Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери станции Шамалган РК  Храм Христа Спасителя  Православный портал Трезвение