Православный взгляд на проблему наркомании

Каждая эпоха в жизни человечества ознаменована какими-либо событиями или явлениями, которые становятся как бы символом, знамением переживаемого времени. Это могут быть как великие и значимые свершения, так и великие бедствия и катастрофы. XXI в. начал свой путь под знамением «чумы». Это слово уже несколько сотен лет вызывает трепет у человечества, обозначая бедствие, уносящее тысячи и миллионы человеческих жизней. Современная медицина научилась останавливать распространение эпидемий, лечить многие страшные болезни, но чума пришла к нам с другим лицом, болезнь еще более страшная и смертоносная – наркомания.

Человечество познакомилось с психоактивными веществами настолько давно, что сейчас, по всей видимости, уже невозможно сказать, кто начал употреблять их первыми. Почти во всех известных нам культурах можно найти упоминания об употреблении наркотиков. Однако с такой проблемой как зависимость от психоактивных веществ люди столкнулись лишь недавно — в первой половине XVIII века. Тогда эту проблему попытались решить законодательно: в 1729 году в Китае был принят эдикт против опиума. Для Европы эта проблема возникла намного позже — в конце XIX века.

В настоящее время эта проблема стоит необычайно остро, т.к. появилось огромное количество синтетических препаратов, вызывающих сильную зависимость. Дать однозначное определение этому недугу сложно: с т.з. медицины – это болезнь, с т.з. психоанализа – латентный суицид, с т.з социологии – аномия и деградация личности. Православная Церковь смотрит на наркотическую зависимость как на тяжелую духовную болезнь, следствие греховной направленности свободной воли человека, приводящей к полной нравственной деградации человеческой личности, искажению Божия образа в бессмертной человеческой душе.

Статистика говорит нам, что этой беде особенно подвержена молодежь, причем настигает она школьников уже с 10 лет; так что в крупных городах до сорока процентов подростков уже пробовали наркотики, и лишь ничтожный процент из пристрастившихся смог порвать с этой пагубной привычкой, а вызовы "Скорой помощи" к умирающим в наркотической коме в Москве по количеству сравнялись с вызовами по сердечно-сосудистым заболеваниям.

С церковной точки зрения проблема тотальной увлеченности современной молодежи наркотиками имеет множество причин, - среди них и некая наследственная предрасположенность, и неправильное или недостаточное воспитание, внутрисемейные проблемы между родителями, падение родительского авторитета в глазах ребенка, и многие другие, психологам и врачам- наркологам они хорошо известны, но основные из них нужно искать в духовной сфере.

"Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов" — так говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви о причинах увлечения наркотиками. Таким образом, изначально наши дети выбирают не наркотик, а особую идеологию и стиль жизни, которую им навязывают СМИ, собственная семья и друзья. Как и любая иная зависимость (алкоголизм, игромания или пристрастие к компьютеру) наркомания находит "благоприятную почву" в активно пропагандируемом культе наслаждения. Современный россиянин почти постоянно встречается с навязчивой рекламой: "Возьми от жизни всё!", "Почувствуй это прямо сейчас!", "Ты должен попробовать всё в этой жизни!". Создается иллюзия существования рая на земле, и человек активно подталкивается к идее поиска этого рая, не осознавая, что поверил в ничто. Потому что никакие земные блага не могут заполнить пустоты в душе человека. Самые увлекательные развлечения быстро надоедают, и самая вкусная пища – приедается. Замечательный подвижник благочастия нашего времени, мыслитель иером. Серафим (Роуз) говорит так: «...Тот, кто не живет во Христе, уже живет в бездне, и все сокровища мира не могут заполнить его пустоты.» И когда человек остается наедине со своей пустотой, то оказывается на краю пропасти, отойти от которой очень трудно.

Наше современное общество почти разучились радоваться Богу, Его творению и общению с близкими людьми. Общение с родителями у современных детей заменяется общением с телеэкраном, или всемирной сетью, которыми родители от него «откупились». Но эта жизнь – без добрых эмоций, а мир в сети – не настоящий. Поэтому подросток не боится потерять связь с этой безрадостной реальностью "мира сего", он не видел красоты Божьего мира, не познал родительской любви, он уходит в иную реальность — наркотическую. Этим шагом он как бы выражает свой протест против серости и рутинности окружающего его мира. Вернее против того образа существования, в котором мы сами пребываем, и который навязываем своим детям. "Жизнь несётся и проносится в нас как поток всевозможных ощущений, желаний и страстей; или как множество всяческих забот и занятий... В этом потоке, в этой мгле мы теряем себя и смысл нашей жизни", — так описывает это состояние русский философ Иван Ильин. А теряя себя, мы теряем и собственных детей.

Наркоманом становится подросток, которого родители не научили мужественно смотреть в лицо жизненным трудностям и накапливать опыт собственных побед, а не поражений. Человек, у которого не было ни одного по-настоящему близкого друга, который не научился никому доверять — именно он подвержен наибольшей опасности попробовать наркотик, и, попробовав – становится рабом иллюзорного, несуществующего мира собственных мечтаний.

Лечение наркомании – необычайно сложная работа с минимальным на сегодняшний день положительным результатом. Предлагаются многие методики, теории, порой даже антинаучного, фантастического характера, или даже опасные для здоровья пациента. Некоторые считают этот недуг неизлечимым и просто списывают наркозависимых людей со счетов общества. Православная Церковь считает иначе. Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека. Освобождение от страсти к наркотикам невозможно без обретения духовной основы, способной заполнить душевную пустоту. Всем известна народная мудрость: "Свято место пусто не бывает". В человеке таким "святым местом" является душа. Душа человека, созданная по образу Божию, настолько глубока, что никто и ничто, кроме Бога, не может ее наполнить. Наркомания - это протест подростков на бездуховность, пустоту и обыденность жизни. Наркотик можно вытеснить из души, заполнив ее верой в Бога. "Бог жаждет, чтобы его жаждали", - говорит святитель Григорий Богослов. Пробудить эту жажду Бога в сердцах ребят - основная задача духовной помощи. На территории нашей страны епархиями и приходами Русской Православной Церкви созданы реабилитационные центры помощи страдающим от алкоголизма и наркомании. В этих центрах объединился поистине подвижнический труд священников, психологов и врачей, которые помогают уже порой до дна опустившимся людям, находящимся на пороге нравственной и физической гибели обрести второй шанс. Люди, пришедшие в православные реабилитационные центры, проходят путь осознания своего положения, покаяния, получают надежду собственного преображения и спасения. Наша задача - помочь найти человеку путь к Богу, понять значение Православия в жизни. Очень важно понимать, что Бога нельзя использовать как одно из средств в решении своих проблем. Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог - это цель, а не средство. Путь этот необычайно труден, ведь покаяние – это полное перерождение человека. Что толку, если человек, оставив наркотики, станет алкоголиком или будет вести развратный образ жизни.

Люди, прошедшие реабилитацию, не остаются без попечения и после нее. Центры общаются со своими подопечными, находят для них рабочие места, решают жилищные проблемы. Некоторые остаются работать при центрах, помогая вновь пришедшим обрасти утраченную веру в добро.

Таким образом, благой пример многих, вырвавшихся из плена наркотического дурмана, дает нам надежду на победу в войне с «чумой XXI в.». Но это возможно только тогда, когда наше общество перестанет жить в иллюзорном мире видимого благополучия и перестанет строить «мир удовольствий», в котором главная задача – «взять от жизни все». Это станет возможным для людей, любящих свое Отечество, и готовых пожертвовать своим благополучием на благо своих ближних. Это станет возможным, когда родители перестанут поручать детей «электронным нянькам» и лживым телеучителям, а займутся воспитанием своих детей собственным добрым примером. Победа эта наступит, когда мы вспомним свои нравственные ценности, свою культуру, свою веру. Тогда можно надеяться, что при помощи всесильной десницы Божией наши будущие поколения никогда не будут знакомы с «чумой XXI века».

Иеромонах Тихон (Федяшкин), ответственный секретарь Краснослободской Епархии

http://www.krasnoslobodsk-eparhia.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Banners-eparhia

Союз православных граждан Казахстана Православная служба мИЛОСЕРДИЕ Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери станции Шамалган РК  Храм Христа Спасителя  Православный портал Трезвение