Бездуховный врач не может помочь больному

Бездуховный врач не может помочь больномуИеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, профессор, доктор медицинских наук: «Бездуховный врач не может помочь больному»

— Отче, часто врач видит беспомощность, слабость пациента и в то же время сталкивается с надменностью, даже самоуверенностью, агрессией… Как его такого можно полюбить?

— Бездушный, бездуховный врач не может помочь больному, ибо он действует, как машина, а машине все равно, кто перед ней — она выполняет заданную ей операцию. Только когда врач проникнется состраданием к страждущему человеку и искренним деятельным желанием помочь ему, тогда это будет уже не машина, а живой, чувствующий, сострадающий, любящий человек.
Надо помнить, что алкоголизм, как и наркомания, — это страсть. А медицина бессильна перед страстью, она не может лечить грех. Вот поэтому и пациент, и сам врач зачастую беспомощны.

— Если скажу, что врач должен быть отцом, принимающим блудного сына, это слишком смелое сравнение?

— Это слишком смелое сравнение. Врач — не отец, принимающий возвратившегося блудного сына. Церковь — отец, принимающий блудного сына. Врач — помогающий прийти к Церкви.

Церковь лечит. Не сама по себе как здание или как сообщество верующих врачей. В Церкви лечит благодать Божья, Таинства Божьи: исповедь, причастие, соборование и др. Благодать Божия в Церкви исцеляющая и врачующая! Помогающая! Направляющая! Всегда помните слова апостола Павла: «Где увеличивается грех, там преизобилует благодать Божья». Вот почему мы видим, как часто считающиеся неизлечимыми раковые больные, наркоманы, алкоголики прибегают впервые к помощи Божией, прибегают к помощи Божией как глубоко греховные люди и получают исцеление. Где преизобиловал грех, снизошла всепомогающая благодать. Вот в чем разница между медициной светской и Церковью, которую нельзя рассматривать как таблетку. Это помогающая благодать Божия.

Православный врач должен понимать значение болезни: соматической, психической или духовной. Наркомания, воздействие тоталитарных сект и оккультизм, все это — поражение духа. Это духовные болезни. Поэтому православный врач должен стоять на переднем рубеже борьбы за духовное здоровье пациента. В первую очередь ему надо держать контакт со священником. Без священника врачу не справиться. Врач не обладает благодатью священства, данной от Бога.

Врач может быть прекрасным в нравственном отношении человеком, духовным человеком, но все-таки благодать выше обычной духовности человека. Поэтому врач, воздействуя на духовное состояние пациента, обязан привести человека к духовнику, а духовника к больному. Это обязательный момент работы православного врача.

— Лечение наркомана, что это — перевоспитание, обучение? Воздействие или содействие?

— Это воздействие и содействие! В первую очередь это содействие благодати Божией. Но к ней человека надо подвести. Это задачи и священника, и православного мирянина: катехизатора, православного психолога, психотерапевта, врача.

Если во время лечения пациент не задает никаких духовных вопросов, что делать врачу?

— Это задача священника, а не врача. Задача священника — обратить человека к Богу, ну а если человек не проявляет никакого интереса, то и нет смысла с ним заниматься. Потому что Бог никогда не действует против воли человека. Если воли человека нет на то, чтобы на него подействовала благодать Божья, то и не надо. Надо ждать. Молиться и уповать на милость Божью.

Работа с пациентом должна происходить без конфликта с его убеждениями и ценностями. Означает ли это согласие врача с ценностями наркомана?

— Врач не должен быть согласен с ценностями наркомана. Он должен переубедить, что ценности наркомана — ценности бесовские, ценности антимира. А если врач не переубедил, он должен просить помощи у священника. Если и священник не переубедил, то надо оставить этого человека в покое.

— Во время лечения важным является момент осознания себя прощеным Богом. Что это означает и почему он так важен?

— Это чрезвычайно важный момент! Задача священника — подвести человека к осознанию своей греховности. Далее — к исповеди. И в исповеди — к прощению грехов. Потом священник должен подвести человека к неповторению тех грехов, которые он ранее совершал. Могу сказать, что очень часто это получается.
Наркоманы — особый контингент духовно больных, более благодатный, чем, скажем, алкоголики. С наркоманами гораздо легче работать, чем с алкоголиками. Вот почему у нас и процент положительной реабилитации наркоманов во много раз превышает положительный процент реабилитации алкоголиков. Если у наркоманов мы достигаем положительной реабилитации у 85-90%, то у алкоголиков — только в 33% случаях.

— Есть такие сферы, в которые врач не имеет права вторгаться?

— Для меня это очень трудный вопрос. Потому что я врач-священник. Мне очень трудно ответить... Врач должен вторгаться во все области духовности и психологии человека, тем более если он человек православный. Я думаю, что нет таких областей, в которые врач не мог бы вторгаться. Он, как священник, в данном случае…

— «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Видел врачей, которые игнорируют вторую часть, сакцентировавшись на «возлюби ближнего»...

—Я не согласен, что игнорируется «возлюби себя». Все мы, к сожалению, любим прежде всего себя. Вся наша любовь к ближним, пациентам, ко всем людям основана на себе. Наша любовь глубоко эгоистична, и в этом наша трагедия. Ибо настоящая любовь — крестная. Она находится на кресте. Христос распял себя на кресте за всех. Он принес себя в жертву. И поэтому настоящая любовь должна быть жертвенна. Истинная любовь, в том числе и врача, должна быть жертвенная! Об этом мы забываем.
Любить других чрезвычайно тяжело. Настолько тяжело, что это даже трудно передать! Именно в силу того, что истинная любовь жертвенная. Человеку кажется, что он любит. В конце концов оказывается, что он любит себя. Истинная любовь сказывается тогда, когда человек приносит себя в жертву. В жертву другим. В жертву греха другого человека. В жертву здоровья другого человека. Это чрезвычайно тяжело… Я много раз просил у Бога любви, которой мог бы любить Бога, Церковь и людей. Господь показал мне эту любовь, и я увидел, насколько она тяжела! Тогда и понял, что она именно жертвенная... Сейчас я боюсь просить у Бога этой любви, потому что она непереносима. Потому что любовь истинная — она Божественная, а человек не божественен.

— Как врач может показать пациенту, что ему можно доверять?

— Это зависит от психологических особенностей врача. От его веры, от его любви к человеку. Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что в течение сорока лет, работая врачом, я не сталкивался с такой проблемой. Я любил больных, больные любили меня, поэтому я не знаю, как ответить на ваш вопрос.

Распространено мнение, что главная проблема наркомана, который решил вернуться к нормальной жизни, — пережить «ломку». Мол, тогда недуг можно считать побежденным. Это заблуждение?

— Конечно, заблуждение! Многие наркоманы переносили «сухую» ломку с целью, переломив себя, усилив свою волю, перестать быть наркоманами. Но от этого не переставали быть наркоманами, ибо наркомания — болезнь духовная. Это болезнь душевная, болезнь душелюбия, то есть любви, особого состояния души. Преодолеть это невозможно, потому что это страсть. И только благодать Божия может помочь человеку преодолеть ее.

— Некоторые священники считают, что в борьбе с наркоманией нужно использовать чисто духовный метод борьбы: молебны, акафисты… В то же время другие священники поддерживают практику анонимных наркоманов (АН). Почему мнения священников разделились?

—Я не согласен ни с теми, ни с другими. Я знаю множество больных, которые приходили в Церковь, молились, исповедовались, причащались, но не переставали быть наркоманами. Я знаю еще большее количество людей, которые приходили к АН и не переставали быть наркоманами. В первом случае важно понять, что не священник помогает, а Бог и благодать Божия! Священник в данном случае — проводник, посредник.

Часто приходится слышать в Церкви такие слова: «Я прихожу не к Богу, а к священнику!» Это кощунственные слова! Это издевательство над любовью к Богу, ко Христу! И любовью к тварному существу, которым является священник как человек… Это язычество. Когда ко мне приходят больные, я их в первую очередь спрашиваю: «Верите ли в Бога? Верите ли вы в то, что Бог поможет вам?». Если я слышу, что они говорят: «Верим!», это уже 70% успеха. И если проведена удачно первая исповедь — это 99% успеха.

— Что важно помнить родственникам, желающим помочь ставшему на греховный путь?

— Родственникам надо помнить, что их дети — тяжелобольные люди. Их нельзя оставлять. Многие родители бросают детей. Я знаю множество таких случаев. Знаю множество детей, брошенных своими родителями и обретших спасение в Церкви. Многие родители просто сдают нам своих детей, лишь бы избавиться от них. К сожалению, знаю мало людей, которые болеют душой за своих детей и молятся за них.
Прежде всего родители должны изменить свой образ жизни. Должны молиться за своих детей. Должны помогать им всячески духовными методами. И не только духовными, но и материальными.

— Можно ли назвать наркоманию самоубийством?

— Нет. Я бы назвал наркоманию не самоубийством, а убийством. Потому что есть силы и социальные, и духовные, которые убивают наркомана. Имеется сильное воздействие на душу человека. Если имеются силы, которые владеют душой человека, то они убивают человека, а не человек сам себя. В православии принято отпевать людей бесоодержимых. Они не своей силой умерли, но силой другого духа… И наркоманы умирают не своей силой, а силой другого духа, другого воздействия. Поэтому, конечно, их необходимо отпевать. Я часто сталкивался с тем, что священники отказывались отпевать наркоманов. В прошлом году Промыслом Божиим получилось так, что я отпел всех крещеных наркоманов. Теперь мы отпеваем всех погибших от наркомании и даже погибших от «золотого укола», то есть от передозировки.

Интервью вел В.Сорока

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Banners-eparhia

Союз православных граждан Казахстана Православная служба мИЛОСЕРДИЕ Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери станции Шамалган РК  Храм Христа Спасителя  Православный портал Трезвение