Священномученник Мефодий, епископ Петропавловский, покровитель общества "Трезвение" в Казахстане

Икона священномученика Мефодия, епископа Петропавловского

 

Небесным покровителем общества «Трезвение» в Казахстане благословлен священномученник  Мефодий  епископ Петропавловский, один из организаторов трезвеннического движения в Казахстане.

 

 В 2012 году исполняется 91 год со дня мученической кончины священномученика Мефодия, епископа Петропавловского.

Преосвященнейший владыка Мефодий, епископ Петропавловский, викарий Омский, в прошлом священник Сарапульскаго уезда Вятской губернии Михаил Платонович Красноперов родился 30 июля 1868 года в с. Вятское (сейчас Каракулинский район Удмуртской Республики) в семье диакона.

 


Окончил духовное училище и Вятскую семинарию, в 1890 году был рукоположен во священника. В том же году он поступил в Казанскую Духовную Академию, во время обучения в которой был пострижен в монашество с именем Мефодий.

 


В 1902 году иеромонах Мефодий закончил Академию со степенью кандидата богословия и был назначен помощником смотрителя в Уфимское духовное училище. Через год его назначили инспектором Александровской миссионерской семинарии, а еще через три года он был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.


Будучи иеромонахом, отец Мефодий посещал ночлежки, старался помогать их обитателям, молился вместе с ними. Совершал всенощные бдения, читал акафисты и Великим постом приходил в ночлежки исповедовать. Им были организованы религиозно-нравственные и противоалкогольные беседы в церковно-при¬ходских школах Уфы. В неурожайный год своим воззванием он собрал для голодающих более двадцати тысяч рублей.


С 1908 года архимандрит Мефодий был редактором «Уфимских Епархиальных Ведомостей» и состоял помощником председателя Совета «Братства Воскресения Христова». С 1912 года он был председателем епархиальной благотворительной комиссии по оказанию помощи населению.


В начале 1913 года архимандрит Мефодий покинул Уфу и был назначен вторым викарием Омской епархии, епископом Акмолинским, и стал соратником другого великого архипастыря – священномученика Андроника (Пермского). Вместе они развернули борьбу против пьянства, а также против сектантов – баптистов и хлыстов. 21 июля 1913 года в Омске было учреждено епархиальное братство трезвости, председателем которого стал епископ Мефодий (Красноперов).


Он принял призвание к новому служению и переехал в Омск. Но уже в следующем году Петропавловская городская Дума возбудила ходатайство о перенесении местопребывания епископа в Петропавловск. Желание властей, горожан было столь велико, что они обязались в случае удовлетворения просьбы отпускать из городских средств ежегодно две тысячи рублей на обеспечение епископа помещением. Вскоре ходатайство дошло до императора и последовало высочайшее соизволение.


И вот 23 декабря наступил столь долго ожидаемый день. Протоиерей, городской голова, полицмейстер, сотни людей ожидали Владыку на вокзале. Поезд опаздывал на три часа, но никому и в голову не пришло уйти. Звон в большой колокол на Вознесенском соборе, подхваченный другими церквами, возвестил о прибытии епископа Мефодия, и пока он не добрался в экипаже до собора, звон не умолкал.


Уже в день приезда в Петропавловск епископ Мефодий служил всенощную в Вознесенском соборе, на следующий день – Божественную Литургию во Всехсвятской церкви, потом – в Покровской подгорной церкви. И так каждый день. Как писали тогда «Епархиальные Ведомости»: «Епископ отдался неутомимому совершению архиерейских богослужений». Действительно, неутомимому…


Февраль 1916 года. Владыка освящает новый храм в селе Екатеринославском, совершает продолжительное богослужение. А уже вечером он должен быть в Успенском приходе. Епископа уговаривают остаться: лютый мороз, усталость, приличное расстояние – 35 вёрст. И всё же он едет: «Люди ждут!», и те, кто присутствовал на всенощном бдении в Успенском храме, говорили потом, что более прекрасной и торжественной службы ещё не видели.


Или другой пример. В июне 1915 года император пожаловал икону Николая Чудотворца городу Акмолинску. Дабы почтить великого угодника Божия, славимого даже иноверцами и язычниками, решено было сопроводить икону из Петропавловска в Акмолинск крестным ходом во главе, конечно, с Владыкой. Помимо участия в торжестве перенесения иконы, епископ Мефодий хотел обозреть храмы, приходы, расположенные на пути следования, побеседовать с паствой. 500 вёрст только в одну сторону! Владыка посетил десятки селений, везде совершал богослужения, произносил проповеди, раздавал духовную литературу. Обратно из Акмолинска (туда император присылал на имя епископа Петропавловского Мефодия благодарственную телеграмму) Владыка едет уже по другому маршруту – через Атбасар. Голая солончаковая степь, ветер, облака пыли, которая не даёт дышать. Плюс ко всему – зной, палящее солнце. Но епископ продолжает задуманное.


Он побывал почти в каждом уголке края, видел добрые и злые стороны жизни его населения, горе и радость пастырей и пасомых. Чужая боль становилась его болью, и с каждым, кто нуждался в его помощи, он мог беседовать часами и, как свидетельствуют очевидцы, был очень прост и доступен в общении, по-отечески заботлив и внимателен. Город Петропавловск был наполовину населен киргизами-магометанами, но владыка Мефодий имел много друзей и почитателей даже среди магометан. Его понятное, тихое, и вместе с тем духовно-сильное слово доходило до каждого и очень впечатляло. За это его и любили простые люди.


Не замыкаясь в узком кругу своих прямых обязанностей, преосвященный Мефодий принимал живейшее участие в общественной жизни. То он посещает детский приют, то женский монастырь, то реальное училище, где освящает икону в честь 300-летия царствования Дома Романовых, созданную на средства учителей и учеников. А вот епископ идёт во главе крестного хода на праздник трезвости. Велика была забота епископа Мефодия о людях, многим он помог избавиться от губительных пороков, и многие заблудшие души обратил к Богу.

Долгое время считалось, что с владыкой расправились во дворе храма, где он служил Божественную литургию. На площади перед храмом произошло столкновение недовольных политикой нового режима крестьян с красноармейцами. Архипастырь вышел к народу с примирительным словом, но ему не дали договорить. Владыка был заколот штыками, уже мертвому ему в одну из ран воткнули крест.


Однако недавно появилась новая версия гибели епископа Мефодия. О ней сообщил доцент Северо-Казахстанского государственного университета, кандидат философских наук Сергей Шатилов.


– Безусловно, смерть епископа была мученической, но не спонтанной, как считалось ранее, а подготовленной, – говорит Сергей Шатилов. – Я обнаружил приказ войск по охране железной дороги на станции Петропавловск, датированный 1921 годом, где указано, что епископ Мефодий, Михаил Красноперов, в числе 12 человек ревтрибуналом приговорен к расстрелу. Все было спланировано заранее. Расстреляли епископа и других в районе мясокомбината, и в одну из ран воткнули крест.


Место захоронения епископа Мефодия до сих пор остается тайной, а масштабные исследования его жизни еще впереди. Кроме него было канонизировано еще четверо североказахстанских священнослужителей, принявших мученическую смерть в 20–30-е годы. Тогда же в Петропавловске было уничтожено пять православных храмов, а из оставшихся двух действовал только один.


Владыка Мефодий причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 г. Память священномученика Мефодия – 4/17 февраля.


За двенадцать лет перед мученической кончиной, еще будучи архимандритом, проповедуя в уфимском кафедральном соборе при архиерейском богослужении в Неделю Крестопоклонную, он говорил: «Нам надо глубоко запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно, осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но зато эта борьба, эти скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе, к славе, к нетлению и бессмертию. Позади своего креста или в конце своего крестного пути мы увидим светлый Лик Господа, Его святую десницу, которая поддержит прикосновением благодати. Никакие блага этого мира, никакая мудрость мирская не могут привести нас к цели, к искомому нами и всеми людьми счастью, радости, блаженству, как тесный, узкий евангельский путь, или путь креста».


После его проповедей и богослужений в общество трезвости записывалось по сто человек. С этого времени началась широкая трезвенническая работа среди населения. Благодаря его поддержке прихожане собирали подписи и добивались закрытия винных лавок. И в наши дни люди заказывают молебны священномученику Мефодию, прося помочь в избавлении их родственников от недуга пьянства. И помощь приходит.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Banners-eparhia

Союз православных граждан Казахстана Православная служба мИЛОСЕРДИЕ Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери станции Шамалган РК  Храм Христа Спасителя  Православный портал Трезвение