Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ

Хроника событий проекта Обитель

12 июля 2007 г.

Стремителен бег времени. Три с половиной месяца назад мы приступили к освоению территории на Капчагае, для проведения реабилитации ощущение такое, что прошло уже несколько лет. События развиваются с такой молниеносной скоростью, что просто невозможно за всем уследить и поспеть. Все начинают с начала, а я начинаю с конца, т. е. сейчас мы стоим на пороге закрытия обители, в которую мы собственными силами пытались проводить реабилитацию ребят с различными видами зависимостей.

Я вновь и вновь убеждаюсь в том, что если человек сам не захочет всем сердцем изменить свою жизнь то все усилия с нашей стороны тщетны, т.е. спасение утопающих в руках самих утопающих. Осчастливить человека против его воли невозможно.

 

13 июля 2007г.

 

Для некоторых покажется странным, что я начал с грустного периода обители, но это правда без прикрас, то, что есть на самом деле. Я, монах Агафадор – директор фонда и реабилитационного центра на Капчагае, беру полную ответственность за провал благого дела на себя в том, что не смог должным образом выполнить послушание, и поставить это нужное богоугодное дело на должный уровень.

Я подсчитал, что до сегодняшнего дня в обители с различными проблемами побывало 13 человек. Постоянно задаю себе вопросы и пытаюсь найти ответы. В чем мои ошибки? Господь привел этих людей к нам для того, чтобы мы им помогли, нашли подход к каждому человеку, показали им прекрасный, яркий мир жизни с Богом, нашли их ошибки и помогли искоренить их и самим исправиться. Может быть, я уделял слишком много времени каждому и с избытком «накормил», а может я «перекормил», пытался сам за них решать задачу, торопил подгонял их и, ссылаясь на то, что наступают тяжелые испытания тяжелых времен. Может быть, братья не выдержали предлагаемых духовных нагрузок и «сломались». Очень хорошо в духовном плане пошел Вениамин. Это генератор идей, человек ищущий, пытающийся до всего докопаться побывал в сектах, интересовался различными оккультными техниками и около духовными учениями. По прошествии нескольких месяцев тесного и совместного труда в обители, делает серьезные внутренние шаги, реакция пошла, лед тронулся. Я надеюсь, что те зерна, которые посеяны, обязательно прорастут и дадут добрый и обильный урожай. Ему сейчас действительно трудно. Помоги ему Господи. Он только что серьезно приступил к написанию генеральной истины и разбередил весь омут, естественно не придерживался «техники безопасности» в духовной жизни и был наказан лукавым.

 

14 июля 2007 г.

 

Вспоминаю слова Архимандрита Феоктиста – наместника Саввино-Сторожевского мужского монастыря: «Когда в монастыре или на приходе тихо, спокойно, то стоит задуматься; а когда жизнь кипит, бесконечные искушения, борьба, слезы, нестроения – за этот монастырь можно быть спокойным». Там, где преизобилует благодать, там преизобилуеют искушения – говорит Евангелие. Бесам не нравится, что люди исправляются, идут к Богу. Они всеми силами пытаются ввергнуть человека в прежнее состояние. Идет борьба за души людей. Эта борьба очень жестока. Жалко смотреть на падение ребят, как они падают, до «крови разбиваются», но все же встают, постепенно ломают свои погибельные принципы и перешагивают через свою гордыню и страсти. Кто-то с одним из своих духовных недугов может быстро совладать, а другой братик может годами биться без особых изменений. Поистине каждый человек уникален. Павел - его около года назад привела в Богоявленский храм мама. Положение было очень тяжелое. Жена подала на развод и решила на зло Павлу создать новую семью. Паша остался при храме реабилитироваться. Каково ему было думать о молитве и Боге, только переступившему порог храма, когда жена занялась устройством личной жизни. А Паша очень сильно любит дочь – Лизу. Ей 4 годика. Он без конца отпрашивался, ездил домой, встречался с женой и дочерью почти всегда приезжал расстроенный. Но с Божией помощью и предстательством Пресвятой Богородицы постепенно положение стало выправляться и почти нормализовалось. Павел перестал колоться, не пил, бросил курить подписал обетную грамоту на один год, ему доверили храмовую Газель, УАЗик, джип. Но мирская жизнь затягивает и расслабляет. Павел перестал молиться, читать Акафист перестал посещать богослужение, чисто исповедоваться, причащаться. Начал потихоньку пить пиво и, несмотря на мои предостережения о плачевных последствиях нарушения обетной грамоты «клятвы Богу» и был наказан тем, что ушел в запой. Жена опять объявила бойкот, не разговаривает, опять тучи сгущаются, похоже будет буря. Паша запил еще сильнее, вместо того чтобы со всей ответственностью решать создавшиеся проблемы. Ничего и никого не слушает и не выполняет благословление священноначалия, и стал неуправляемым. Боюсь за него. Не могу понять почему, но больше всех за него переживаю. Господи вразуми его. Парень талантливый – золотые руки. Может через осознание собственной «исключительности» в его сердце и поселилась гордыня? А ведь Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

 

15 июля 2007

 

Многие с неподдельной тревогой спрашивают меня, о том действительно ли мы закрываем обитель на Капчагае и прекращаем заниматься реабилитацией. В этой связи попытаюсь внести ясность. Обитель не закрыта и не «умерла» а на некоторое время прекратила свою работу может быть, пришло время переосмыслить проделанную работу и переходить на другой уровень? Для решения этого вопроса сегодня было проведено экстренное совещание с духовником обители протоиреем о. Анатолием. После длительного переговорного процесса и поиска выхода из создавшегося положения было принято решение организовать деловую поездку в реабилитационные центры, занимающиеся такими же проблемами и самим воочию посмотреть, как там поставлена работа. Ведь лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать. О казахстанских православных реабилитационных центрах мы ничего не знаем, поэтому было решено посетить ближайшие реабилитационные центры в России. Как нам известно, очень хорошо поставлена работа в Екатеринбургской епархии. Поэтому было решено в ближайшее время организовать туда поездку. По поводу приостановки обители на Капчагае хочу сказать еще вот что: «Да, географически на Капчагае реабилитировать какое-то время не будем, но процесс уже остановить невозможно. Он проходит везде. И в городе и дома и сидя у экранов у телевизора и даже со шприцом в руке. Совесть - то вопиет, не дает человеку покоя. Ведь совесть это глас Божий. Слово Божие в душах наших братиков посеяно и оно живо, пытается взойти, ведь «Царствие Божие не на Капчагае, а внутрь нас есть». Поэтому повторяю для наших доброжелателей и попечителей, реабилитация продолжается, вернее процесс самосовершенствования продолжается. Как говорит Евангелие «будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный». С Божией помощью все наладится. Уповающие на Бога не постыдятся.

 

16 июля 2007 г.

 

Сегодня встречался с Наташей, поговорили о Вениамине, о его плачевном состоянии, уже четыре дня болеет, сколько еще проболеет одному Богу известно. Вопрос другой, когда он практически приступит к духовному исцелению? Хватит ли ему мужества и сил, сможет ли себя перебороть? Наташа в этом случае поступает по-христиански. Она сказала: «Не смотря ни на что, я Веню не брошу, какой бы он не был плохой». Этим она показывает свою жертвенную любовь. Ведь настоящая Любовь - «любовь с большой буквы» - это программа жертвы. Это беззаветная жертва ради любимого человека. Если мы ждем отдачи то это уже торг, это нечистая любовь, а коммерция. Понравилось настроение Наташи, глазки горят как бусинки, голос бодрый и нет тени уныния. Настрой оптимистический, нацеленный на победу. Помоги вам Господи!

Объявился Павел. Звонит, просит увидеться. Назначил ему встречу в Богоявленском храме, но он не приехал похоже с ним беда, жаль. Я ему устал объяснять, что тот, кто отходит от Бога попадает в лапы дьявола, а то, что он уже сделает с человеком это никому неведомо. Но мои предостережения, как правило, остаются не услышанными и результат плачевный. Паша – Господь и Пресвятая Богородица ждут тебя блудного сына.

Александр, после ЧП произошедшего в обители, себя никак не проявляет. В храме не вижу. Господи, дай ему разумения на угодные Тебе поступки, помоги ему не заблудиться, а идти узким прямым путем. Хороший парень.

По телефону разговаривал с мамой нашего бывшего братика – пациента. Она говорит, что сын уже длительное время не колется, увлечен работой, все устраивает его в жизни. Но одна беда, очень часто, он уставший, после работы бегает к своим старым приятелем, объясняя это тем, что нечем заняться, и нет другого круга общения. То что он там не колется это факт, а то что он не находит интересного занятия и новых добрых друзей это очень печально, но это наша действительность и может быть проблема. Мы долго говорили с К. на эту тему и подумали, что может быть начать с совместных выездов в горы, на отдых с чаепитием и тортом. Неужели это утопия? Или организовать паломнические поездки по святым местам узким кругом на микроавтобусе, но не мчаться быстрее ветра, останавливаться в живописных местах, на речке или озере, порыбачить, собирать грибы, варить уху с дымком, спечь в костре картошку. Паломническую поездку можно организовать в Серпухов к чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша», Киево-Печерскую лавру, Ваалам и т.д. А ведь посидеть и подумать, сколько интересного можно придумать и осуществить! Господь вразумит и всегда поможет, если это дело благое. Нужна вера и как раньше говорили энтузиазм. С Божией помощью все решаемое. У Бога нет не решаемых вопросов. Можно даже составить целую программу «Учимся жить без наркотиков». Я признаю, то, что мы не можем жить без наркотиков (алкоголя, табака, и т.п.) не умеем. Но мы хотим научиться – очень хотим.

 

17 июля 2007г.

 

Сегодня ко мне явился некий посетитель. Он попросился к нам «Проект Обитель», объяснив, что достаточно давно за нами наблюдает и знает практически все. Спросил в качестве кого он хочет участвовать в проекте, на что он ответил, что хотел бы быть нашим активным оппонентом. Но при этом не захотел оглашать свое имя.

Попробую дать его краткий психологический проект. Разговаривал с чувством превосходства, что характеризует его гордыню. Чувствует за собой силу, трусливый т. к. скрывает свое настоящее имя.

Но он мне задал интересный вопрос: «Вот вы много лет проводите реабилитациею, а процент успешной реабилитации у вас небольшой, значит ваши православные организации не эффективные?»

Действительно вопрос хороший. Начну с того, что в большинстве своем в храм приходят люди, мягко говоря, не идеальные. В основном это те, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, в тупиковых обстоятельствах, у кого неразрешимые проблемы, горе, болезни, или те проблемы, с которыми нам приходится работать (наркомания, алкоголизм, игромания, табакокурение). Люди, находящиеся на дне, которых отвергло общество, которые потеряли веру в себя. Изгои или непонятые, это те люди, от которых практически все отмахнулись. И они с последней надеждой, идут в храм. И некоторые попадают на реабилитацию. Как Господь сказал: «Идите ко мне все труждающиеся и обремененные и я упокою вас» (Мф. 11.28). 30-40 % реабилитируемых это люди, не имеющие ни семьи, ни дома, без какой либо моральной и материальной поддержки, не имеющих средств к существованию. Они приходят в храм, воцерковляются. Начинают жить жизнью православного христианина, и потихоньку все вокруг преображается, происходит переоценка ценностей. Люди находят смысл жизни. Мы не можем лукавить и гарантировать родным и близким и самому приступающему к реабилитации, что он через 3-6 месяцев или год забудет, что такое наркотики или алкоголь ведь у каждого человека процесс восстановления и борьбы со страстями протекает сугубо индивидуально, может продолжаться годами. Процесс совершенствования бесконечен. Это не разовая акция. Это вся жизнь, быть ближе к Творцу, стать частичкой Его, т.е. быть по истине счастливым.

 

18 июля 2007 г.

 

Некоторые опасаются и советуют мне не включать в проект обители оппонента.

Этот вопрос пока не решен, посмотрим, как он будет себя проявлять. Но я вспоминаю слова старца Паисия Святогорца, смысл которых заключается в том, что нужно учиться неблагоприятные обстоятельства обращать во благо и из негативных ситуаций извлекать пользу. Подтверждением этого служат слова Евангелия, где сказано: «Любящему Бога все содействует во Благо».

Я, думаю, что опасения преждевременные. Старец Анфим Афонский говорил: «Не показывай искушению, что ты его боишься». Оно сильно настолько, насколько мы его сильным считаем. Даже в простонародье бытует очень простая поговорка: «Не так страшен …., как его малюют». Это относится и к борьбе с наркотиками и табаком. Если мы внутри себя, в своем сердце смирились, что наркомания неизлечима, значит, мы уже побеждены без боя. Если же вы несмотря ни начато не смирились, продолжаете бороться, то вы обязательно победите. Господь вам поможет. «Боже то поможет, да ты мужик на печи то не лежи» - любил говорить старец Амвросий Оптинский. За одну только решимость Господь дает благодатную силу на борьбу со страстями. Звонила мама Павла, говорит, что его побили. Да, оправдались мои опасения, что с Пашей случилась беда. Будем ждать его возвращение в храм Божий.

Вениамин молчит, представляю как ему тяжело. Найдет ли в себе мужество, сможет ли себя перебороть? Будем ждать.

Об Александре тоже ничего неизвестно, а подавал большие надежды.

В течение дня звонят люди. Просятся на реабилитацию. Мне приходится объяснять, что работа Обители временно приостановлена. В ответ слышу глубокие сожаления. Звонил Сергей из Астаны с мамой Натальей, Людмила мама Димы, новенькие, а также другие с просьбой проконсультировать и другими различными вопросами. Проблемы надо решать.

 

19 июля 2007 г.

 

Позвонил Павел, ругает себя, кается. Говорит, что устал пить, надоело. Его побили за то, что считали, что он свой и продолжает колоться, но он сказал, что не колется и за это побили, приписав воровство магнитофона из машины. Как он говорит «непонятки» получились. Сейчас отлеживается, говорит, что чуть почки не отказали, что немного и умер бы. Договорились, что завтра поедем на Капчагай, проведывать Женю, привести продуктов и забрать его машину.

Я пока привожу в порядок документы, изучаю отложенные на потом книги и другой материал, необходимый для работы. Возвращается тишина и покой.

Был в храме, заехал буквально на минутку, гляжу, идет Виктор, он года три – четыре назад был на реабилитации, поговорили. Просится назад, готов ехать на Капчагай в Обитель. Он бездомный, говорит сейчас лето и любой куст на оз. Сайране его дом. А ведь ему уже 58 лет. Жалко его, оставил его пока в храме. Господь управит, пусть поживет, помолится.

С разных сторон доносятся факты, которые восстанавливают картину жизни братии после того, как они были удалены из обители после последних событий. Те ребята, на которых я возлагал большие надежды, те которые дали согласие участвовать в Проекте Обитель несколько раз подряд дома у Вениамина организовывали дружеские встречи с обильными возлияниями. Мне не совсем понятна позиция Наташи, жены Вениамина, да и самого Вени. Ведь я его готовил в помощники по его просьбе. Он раньше работал в клинике и вел группу анонимных наркоманов (АН).

Как же он может опускаться до такого уровня? Мало того, все дружно уговаривали Павла уходить от отца Агафадора и устраиваться на работу в другое место. Вот реабилитация на лицо! Зная о финансовых и других трудностях Обители, братья не пытаются помочь тем, кто им помогал, а бросают благое дело на произвол. А ведь мы этот Евангельский урок проходили, где говорится: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя». Или «Сам погибай, а товарища выручай». А я стремился, чтобы у нас образовалась Община, Обитель, Братство в высоком понимании.

 

20 июля 2007 г.

 

Встретились с Павлом. Поехали на Капчагай в Обитель. У Паши на лице остатки ссадин – результат его похождений по старым знакомым. После того, что Паша рассказал о встрече с друзьями, которые были нашими пациентами, очень грустно констатировать тот факт, что друзья «по несчастью» пытаются втянуть вновь Павла в болото наркомании, действуя по принципу: «Я гибну и тебя все равно, любыми путями, затяну в погибель». Покоя не дает черная зависть. Мало того, и родители некоторых бывших реабилитируемых видя, что Паша потихоньку помаленьку выкарабкивается несмотря ни на что, как ему тяжело и сколько искушений он преодолевает, но он идет к Богу. Пока неумело, как дитя падает, до крови сбивает коленки, но идет. Но что еще более, печальней, то, что родители «друзей», которые были удалены за систематические грубые нарушения эти взрослые люди, вместо того чтобы как-то порадоваться за Павла, пытаются его отвернуть от Церкви Христовой. «Как это так Паша и не колется, а мой колется – это несправедливо ведь они же всегда были вместе». Более того, начинают ругать священноначалие, которое непосредственно занимается реабилитацией.

Слава Богу, что начали ругать! Значит, Богу угодно то, что мы делаем. Лукавый ведет брань через людей, пытается всеми силами прекратить процесс. Господи вразуми родителей! Не вмени им тяжелый грех осуждения священноначалия. Приведи их в лоно Святой Православной Церкви и сделай верными Тебе служителями. На Капчагае все хорошо. Евгений занимается самообразованием, читает книгу о преподобном Серафиме Саровском и другую православную литературу, почти бросил курить. Нравиться здесь говорит, что зря боялся сюда ехать. Готов остаться на все время нашей поездки. Продукты есть и все необходимое для жизни тоже. Анализируя разговор с Павлом, понимаю, что одной из причин, почему он пьет, являюсь я! Вина моя заключается в том, что я как руководитель не могу обеспечить своему работнику достойную заработную плату. Конечно, у меня есть к Павлу ряд претензий по поводу его отношений к нашему делу, но вообще то он старается. Он видит мир иначе, он изменяется, восстанавливается. Мое дело проявить максимальную выдержку и терпение, не погубить нежный росток. Получает мало, жена молодая 24 года, дочь 4 года в которой Павел души не чает. Молодой, физический здоровый парень не может достойно обеспечить семью. Жена далека от церкви, естественно недовольна. Пашу «пилит». Но и у меня, все то, что потихоньку скапливается в пользу Обители, проистекает из пожертвований. Сегодня есть, а завтра нет. На этот мизер приходится содержать Обитель, технику, покупать продукты питание, заправлять машины, платить налоги, строиться и многое, многое другое. Более основательный предметный разговор решили перенести после нашего возвращения из Екатеринбурга. Начинаю подготовку к поездке. Дня через 3-4 будем готовы.

Стараюсь записи делать короче и лаконичней, но все равно получается большой объем, поэтому много приходится сокращать. Каждый день очень насыщен событиями. И если подробно все описывать, получится очень большой материал.

 

21 июля 2007 г.

 

Некоторые меня упрекают меня в том, что я «развел» с братией панибратские отношения, а их надо держать в узде и ежовых рукавицах. Мое же мнение таково: к каждому человеку у меня сугубо индивидуальный подход, кому-то нужна ласка и снисхождение, а кому-то армейская дисциплина и строгость. Некоторые за свою жизнь не видели настоящих теплых взаимоотношений, их никто не любил. А кто-то наоборот чрезмерно избалован. Этому явлению даже присвоили соответствующий термин «гиперопека». Каждый человек воспитывался в своей среде. Имеет свой характер, привычки, склад ума, способности, жизненный опыт и, наконец, уровень деградации, нанесенный посредством зависимости и многие другие факторы, которые необходимо учитывать для успешной работы с человеком. Каждый человек это целый мир. Нет одинаковых людей. Нет одинаковых подходов. Уровни взаимоотношений, требований, взысканий и наказаний тоже не одинаковы, а сугубо индивидуальны. В этой работе 2х2 может равняться 5, 10 или 829. У Бога судов бездна. Каждому человеку нужно давать только ту пищу, которую он может усвоить. Как говорится кому-то молоко, а кому-то и твердую пищу дают, так что от одного и того же заболевания одному братику одно лекарство, а другому другое, а третьему совершенно противоположное, порой смертельное для других, но необходимое и полезное только ему. По поводу вышесказанного есть соответствующая пословица, которая гласит: «Что русскому хорошо немцу смерть и наоборот». Ведь Господь проводил большую часть времени среди рыбаков и нищих, простолюдинов и больных. Он пришел взыскать и спасти погибших как говорит Евангелие. И для всех он был всем. В основном, это общество было отнюдь не интеллигентным, соблюдающее определенные манеры и этикет, придерживающееся светских форм поведения. Думаю, что у блудниц и разбойников, среди которых был Христос, был и словарный запас соответствующий их образу жизни. Не гнушался их, терпеливо вел беседы, так как нездоровые имеют нужду во враче, но больные. Мало того, Он своим ученикам ноги мыл. Простым, грешным, неграмотным людям. Умом это понять невозможно. Нужно спросить себя, а смог бы я так?

Сегодня приняли еще одного новенького – звать Сергей ему 33 года. Семьи нет, и не было, живет, где придется. Хочет совсем бросить пить, курить. Желает потрудиться Христа ради. Определили при Храме, в палатке. В Обитель на Капчагай еще рано.

Павел приходил на Литургию, покаялся, причастился и побежал за Лизой, которая находится на работе с бабушкой. Вениамин – участник проекта Обитель пока себя не проявляет. Неужели не сможет встать с колен. Об Александре тоже ничего не известно, для них это была первая контрольная работа, которая преподнесла им реальность. И такой плачевный результат. Прошло уже почти 10 дней.

Господь послал благотворителя, который вызвался помочь в организации поездки для обмена опытом в Россию. Выходит, что идея организации поездки была верной, угодной Богу. Дай Господи ему и его близким любви, семейного благополучия и спасения.

 

25 июля 2007 г.

 

В шесть часов вечера мы выехали из Алматы в Екатеринбург.

 

27 июля 2007 г.

 

Екатеринбург. В 18-00 подъехали к храму вмч. и целителя Пантелеимона г. Екатеринбурга. В дороге ровно 2 суток в храме заканчивалась вечерняя служба. Службу вел протоирей о. Евгений Попиченко. Батюшка, который является духовником реабилитации наркозависимых. Почти до 21 00 шла исповедь народу немного, но каждый исповедуется в среднем 20-30 минут. Нас пригласили поужинать. За трапезой поговорили с работниками храма. Очень интересно у них работа в Епархии проходит. Есть чему поучиться. Настоятеля храма игумена Димитрия еще нет, уже поздно. Ночую в машине на территории храма. Очень красивый храм.

 

28 июля 2007 г.

 

В 10-00 началась Литургия. Служба легкая горная как горный ручеек. О. Евгений очень занят, помоги ему Господи. В связи с занятостью о. Евгений не может выделить нам время для беседы. Положимся на волю Божью, как Господь управит. О Евгений предложил поехать в один из загородных реабилитационных центров, находящегося в окрестностях поселка Старопулка. Это около 50 км от Екатеринбурга. Написал сопроводительную записку для старшего, подробно нарисовал маршрут. Центр мы нашли достаточно быстро. У ворот нас встречали инструктор Сергей, воспитанники и две собаки овчарки: Шарик и Деля.

Встретили нас очень радушно, одаривая нас чрезмерным вниманием. Основная масса ребят облепила нас и на перебой стали засыпать вопросами, причем самыми разнообразными, начиная от геополитического расположения Казахстана и заканчивая изменением климата на земле. Ребят интересовало буквально все. Порой казалось, что они испытывают острый дефицит общения, как впрочем, впоследствии и выяснилось. Они с нетерпением ждут любой приезд гостей, для того чтобы пообщаться, узнать что-то новое

Чувствуется, что для ребят приезд посетителей это своеобразный праздник. С дороги нас накормили, предложили баню, выделили нам прекрасную келью.

Нельзя не описать живописное место, в котором находится центр. Вековой сосновый бор, деревья великаны до небес. Воздух чистый до такой степени, что кажется, что он хрустальный и звенит. Очень тихо, хотя по соседству находятся зоны отдыха, которые нарушают умиротворенность новомодными музыкальными произведениями и песнопениями.

Видно, что ребят это очень раздражает, подобные концерты бывают довольно часто, в основном с пятницы до воскресенья. С 5-6 часов вечера до 3-4- часов утра. Лето время отпусков, люди расслабляются.

Мне вспомнился эпизод из жизни одного из подвижников, когда он ночью уединенно молился у себя в келье, на дворе непрерывно лаяла собака (бес в образе пса пытался мешать монаху молиться). И когда лукавый спросил, почему ты столько времени терпишь меня, то подвижник ответил: «Я делаю свое дело, а ты делай свое дело, но только делай его хорошо». Бес не выдержал смирения и благодарности монаха и исчез.

Вечером ребята во главе с инструктором собираются на беседу. Сергей это молодой человек, который прошел реабилитацию и решил остаться помогать другим. Инструкторов здесь двое. Работают они по сменно каждую неделю. Для бесед у ребят есть небольшое крытое деревянное помещение в центре, которого из кирпича выложен очаг. Ребята разжигают его заранее, собираются и подытоживают прожитый день. Каждый рассказывает то, что он сделал, через какие трудности и искушения проходил. Погневался, ослушался или еще что-то. Кто-то получил письмо из дома и решил поделиться переживаниями, или на кого-то навалилась печаль, тоска, уныние, кто-то вспомнил дочку, оставшуюся дома, жену, маму. 10 ребят и все разные. Забегая вперед, после нескольких дней общения с реабилитируемыми у меня возникло ощущения одиноких путников переходящих пустыню, у которых нет воды. Я пытался понять внутреннее состояние ребят, которых изъяли из наркорасполагающей среды и поместили в изолированные условия. Те ребята, которые уже длительное время находятся в центре, у них нет радости, стимула к жизни. Почему? Я пытался разобраться. Ведь все у них есть. Замечательные двухэтажные коттеджи. Просторная обустроенная всем необходимым трапезная, деревянный храм, мастерская, гараж, баня, теплицы, курятник. Почему ребята «потухшие»? После беседы у костра все идут в храм на молитву. Правило читают все поочередно, каждый по одной молитве. В молитвенное правило входят молитвы на сон грядущий и около десятка дополнительный молитв, в конце правила у них введена замечательная традиция - чин прощения, когда каждый воспитанник помазывается маслицем и поочередно друг у друга просят прощения. После молитвы отбой, но как я понял из бесед у костра, иногда ребята после отбоя несанкционированно собираются в трапезной и потихоньку «гоняют чаи» и общаются.

 

х х х

 

На другой день руководитель реабилитационного центра Инга Владеленовна, ввиду большой загруженности снова не приехала. Позвонила Сергею и сказала, что может ей, удастся приехать после обеда или к вечеру. Поэтому новый день с самого его начала я провел с ребятами. Подъем в 7-00. В 7-30 молитва в храме. Особо хочется рассказать о церкви. Церковь бревенчатая, построенная ребятами собственноручно. В начале это была небольшая часовенка, в честь Святых Царственных мучеников, в последствии была врезана алтарная часть, и получился храм, в котором в настоящее время проходят богослужения. Храм сделан с любовью и усердием. Иконостас и храмовое оформление все сделано руками воспитанников. Молитва начинается с чтения главы Евангелия и последующим его толкованием и ответами на вопросы. Затем чтение утренних молитв и дополнительных молитв: Оптинских старцев, Филарета Московского, молитва Амвросия Оптинского, 90 псалма и др. По окончанию правила, завтрак. Во время принятия пищи чтение. Во время утренней трапезы читали о воине Евгении, погибшем в Чечне. Чтение длится 10-15 минут. На завтраки обычно готовят каши: манная, рисовая и др. Во время окончания чтения общение на духовные темы, мирские темы не благословляются, сленг и выражения исключены. И вновь все вопросы посыпались в мою сторону. Пришлось провести незапланированное утро вопросов и ответов. Но трапеза когда-то все равно должна кончиться. Помолившись, поблагодарив Бога, все отправились на свои послушания. Послушания намечаются во время ведения беседы у костра. Мне вспомнилось как у нас в центре: если проводить распределение послушания вечером, то, как часто бывает, к утру все может несколько раз перемениться и все что запланировано, приходится изменять и перекраивать. Ребята работают до обеда, я не заметил тех, кто работает с ленцой нехотя, работают ребята, дружно предлагая друг другу свою помощь. Это замечательный показатель. Трудотерапия поставлена на высокий уровень, чтобы этого достичь потребовалось долгие годы упорного и кропотливого труда со стороны духовных наставников психологов и инструкторов, говорит Сергей. Братья несли послушания в столярном цехе по ремонту бани, ремонту братского коттеджа и на трапезной. ЧП, разногласий и ссор и других происшествий я не заметил. Так продолжалось все время моего пребывания. Перед обедом читается акафист или каноны (Покаянный, Ангелу Хранителю или Богородице). Обед варьируется в пределах от 13-00 до 14-00 в зависимости от времени приготовления пищи. Обед также с чтением Святоотеческой литературы, а после трапезы сразу без перерыва ребята отправляются на послушание. Это объясняется тем, что когда был введен в распорядок дня послеобеденный отдых, то по окончанию его, реабилитируемых очень трудно, было вновь вводить в рабочий ритм. В связи, с чем было решено от послеобеденного отдыха отказаться. В 5-6 часов вечера заканчивается работа и у ребят наступает свободное время, которое можно использовать в личных целях. Можно заняться спортом, игрой в волейбол, настольный теннис, можно заняться самообразованием или другим любимым делом в рамках дозволенного. Затем ужин, вечерняя беседа у костра, молитва, отбой. Вот в вкратце распорядок дня реабилитационного центра г. Екатеринбург. Выходной день воскресение. Служба бывает 1-2 раза в месяц, когда приезжает батюшка.

 

х х х

 

После двух дней пребывания реабилитационном центре вечером приехал руководитель Инга Владеленовна. Она извинялась, что не может уделить время для беседы, но заверила, что завтра обязательно приедет, и мы обо всем поговорим. Тем более что она давно не общалась с ребятами. Согласились ее ждать, а после завтра нами намечена поездка в Алапаевск. Следующий день проходил в соответствии с распорядком дня, размеренно и чинно без происшествий. Общаясь с ребятами, сопоставлял работу нашего центра и Екатеринбургского. Интересные решения этого центра попытался мысленно переложить в наши условия и представлял, как они будут работать у нас. Дни проходили плодотворно. По окончанию вечернего правила стало ясно, что Инга Владеленовна не приедет. Помоги ей Господи нести этот тяжелый крест. После этих дней пребывания в реабилитационном центре механизм работы был ясен без лишних комментариев. Утром следующего дня, помолившись и позавтракав, мы отправились в Алапаевск. Очень трогательное было прощание с насельниками реабилитационного центра. Ребята нам подарили иконки, сделанные собственноручно. На прощание мы вместе сфотографировались и отправились в дорогу. До самой трассы нас провожали со звонким лаем Шарик и Деля. Помоги вам Господи во всех ваших трудах и начинаниях! Дай Бог, что бы вам встать и не попадать в реабилитационный центр в качестве реабилитируемых.

 

1 августа 2007 г.

 

Мы посетили Алапаевск, заброшенную шахту. Место, где окончила свой земной путь Великая княгиня Елисавета Федоровна Романова и ее спутница инокиня Варвара и члены царской семьи. Ощущение, не передаваемое никакими словами. Святая вмч. Елисавета моли Бога о нас!

 

02 августа 2007 г.

 

Побывав в Алапаевске, больше заезжать, никуда не хотелось. Я почувствовал, то, что мне нужно было, я получил. А что более того оно лишнее и было решено собираться в обратный путь. Дорога длинная информации к размышлению было достаточно. Дорогой шел процесс осмысления. Господь показал мне два православных учреждения служения ближним. Одно начало ХХ столетия Марфо-Мариинской обители молитвы, труда и милосердия, настоятельницей которой была великая княгиня Елисавета Федоровна. Другое учреждение ХХI века – епархиальный реабилитационный центр близ поселка Старопулка. Бесспорно образцом для подражания является Марфо-Мириинская обитель с некоторой поправкой на первоочередные проблемы современного общества, требующим незамедлительного действия для их решения в духе Православной церкви.

Я все чаще прихожу к выводу, что в нашем случае необходимо отказаться от слова реабилитация. Это слово не православное оно, принесенное в наш лексикон. Это слово позднего латинского происхождения. Приставка «ре» означает повторное возобновляемое воспроизводимое действие. В нашем случае восстановление первоначального состояния до того как человек начал колоться, пить, увлекаться играми, нюхать растворители и клей и т.д. Думаю, что это не совсем правильно. Если построить предложение таким образом «человек реабилитировался», то по смыслу получается, что человек, допустим наркоман, который 5-7 лет колется, вернулся в прежнее состояние, которое было до того как он начал колоться, т.е. в состояние духовной опустошенности, к незнанию Христа, Пресвятой Богородицы, Святой Церкви ее тайн святых и многого другого. Слово реабилитация применимо для тех организаций, которые не базируются на духовном восстановлении и совершенствовании человека. Как можно сказать об игромане, что он прошел реабилитацию? Если он начал играть в компьютерные игры с малолетнего возраста, то по окончании срока пребывания в центре он вернется в состояние малолетнего ребенка? С тем лишь показателем, что не будет играть в компьютерные игры. Это абсурдно. Необходимо найти содержательные слова, отвечающие тому, чем мы занимаемся: воцерковление, духовно-нравственное воспитание, курс духовного просвещения, путь совершенствования (по Евангелиевскому слову «будьте совершенны…»). Путь познания Бога, процесс переоценки ценностей, процесс внутренней перестройки, борьба со страстями, путь исцеления и т.д. и мне кажется, для каждого отдельного случая для каждого человека в определенное время его пребывания в Обители должно быть подобрано точное слово, отвечающее его нынешнему состоянию. За окном машины проносятся города и поселки, мелькают встречные машины. Границу России и Казахстана проходили около 6-ти часов. И вот мы почти дома. Несомненно, поездка получилась плодотворная, теперь необходимо делать соответствующие выводы и применять их на деле все лучшее. Все больше склоняюсь к мысли, что мы на верном пути. Далее путь улучшения и совершенствования. Это очень хорошо, что в лоне православной церкви работают подобные центры с различными взглядами на прохождения процесса восстановления и воцерковление человека. Ведь как сказал апостол Павел «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (Кор. 11;19)

 

09 августа 2007 г.

 

Сегодня праздник вмч. и целителя Пантелеимона. В Богоявленском храме был отслужен водосвятный молебен с акафистом святому. Службу вел батюшка о. Анатолий, позже было проведено совещание, на котором я рассказал о поездке в Екатеринбург. Мы довольно долго беседовали, решая вопросы о дальнейшей нашей деятельности. Сопоставив опыт других организаций, занимающихся похожими проблемами, мы пришли к единому мнению, что при всех трудностях: кадровых, материальных, при остром дефиците соработников, благотворителей, жертвователей, строителей и др. мы развиваемся в верном направлении и работу необходимо продолжать, несмотря ни на какие искушения и вражьи козни.

За время моего отсутствия вернулся Александр – «никарагуанец». Боевой офицер, интернационалист. Воевал в различных горячих точках мира. Ему уже 58 лет, пил запоем. Год назад он был у нас, но ушел. Теперь говорит, не могу больше так жить, надоело пить, видеть не могу дружков собутыльников. Пришел к Богу в храм, больше никуда не уйду, спаси его господи!

Женя бывший воспитанник устроился на хорошую работу, в строительную компанию, купил машину БМВ. Очень счастлив. Радуюсь за ребят.

 

Продолжение следует.

Нам нужна помощь

Мы в Facebook

Последние комментарии

НАШ БАННЕР

Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ

 

Сейчас на сайте 19 гостей и нет пользователей